hramНа территории Брестской крепости стоит Свято-Николаевский гарнизонный собор, фундамент которого был заложен в 1851 г. по проекту академика Давида Грима. Средства на православный храм собрали офицеры гарнизона и духовенство. Храм был построен  в византийском стиле с боковыми нефами, большой абсидой, величественным куполом, венчаемым георгиевским крестом. В 1906 г. храм, напоминающий древнюю христианскую базилику, был расписан в романском стиле, наименован Николаевским гарнизонным собором и стал главным воинским храмом Западного приграничного округа. Храм посещали все императоры от Александра I до Николая II.

Первая мировая война обрушила на собор и первые снаряды. В 1915г. в Россию были эвакуированы колокола.

После Брестского мира, подписанного в 1918 году революционной Россией, и Рижского договора 1921г. крепость и город оказались на территории Польши. Когда в 1939 году Брест стал советским пограничным городом, собор стали использовать как гарнизонный клуб.

В 1941 году храм был ключевым звеном в обороне цитадели над Бугом и выдерживал атаки немецко-фашистских войск, укрывая в своих стенах героических защитников цитадели. Весь он был изуродован пулями, осколками гранат, снарядов и бомб. Серьезно разрушенный в годы войны, он был законсервирован в ходе строительства мемориала «Брестская крепость-герой». В 1994 году в ужасающем состоянии храм был возвращен Церкви. Процесс его  восстановления был весьма сложен и требовал больших затрат, реконструкция велась за счет пожертвований прихожан, при содействии областных и городских властей, силовых структур.

vlastили в чём прав и в чём не прав Владимир Некляев.

В одном интервью известный политик Владимир Некляев ответил на вопрос о своём отношении к религии. Среди прочего, были и такие слова: «Огосударственная церковь – это опасность для истинной веры. Это они, государственные попы, придумали, будто всякая власть от Бога. В оригинале Святого Писания на самом деле сказано: «Всякая власть под Богом». А цари церкви при переводе, чтобы услужить царям земли, написали, что не под Ним, а от Него».

В том, что некогда церковная организация подчинялась государству, были свои издержки. Как свидетельствует история, светским правителям не всегда удавалось ощущать себя «первыми из мирян», даже если такие слова ими и произносились; промахи и злоупотребления властью нередко оправдывались благочестивыми оборотами речи. Если Евангелие говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6), то светская власть, по сути, в приказном тоне заявляла: алчете или нет – это ваша проблема, но уклонение от определённых обрядов равносильно политической нелояльности, что влечёт внимание правоохранительных органов… Сращиваясь с государством, церковная организация становилась уязвимой после смены режима.

Однако идея симфонии Церкви и государства имеет глубокие корни и ценностную основу. Государство заботится об условиях, в которых человек проходит своё земное поприще, Церковь ведёт его к Вечности. Этот идеал отражён и в гербе России – двуглавом орле. Две маленькие короны в нём символизируют светскую и духовную власти, большая корона над ними – власть Небесную. В этом смысле, действительно, всякая земная власть – под Богом.

ostrovТак как Церковь активно участвует в жизни социума, последний, в свою очередь, пытается, в меру своих взглядов и дарований, отобразить эту деятельность. Поэтому фильмы о Церкви были и будут востребованы во все времена.

Для Православной Церкви киноискусство – это  способ миссии, способ обращения к тем, кто привык воспринимать не слово, а образ. Кино, как и СМИ, может разрушать, а может и содействовать проповеди Христовой истины. Этим обусловлен рост внимания со стороны Церкви к кинематографу, сотрудничеству с представителями киноискусства и киноиндустрий. 20 лет в России уже проходят многочисленные фестивали православного кино. Самые известные из них – «Золотой витязь», «Радонеж» и «Лучезарный ангел».

Эти фестивали с каждым годом становятся все более масштабными, привлекают внимание все большего числа зрителей. Появление таких фильмов, как «Поп» Владимира Хотиненко (в 2010 году был удостоен Патриаршей премии в области киноискусства), фильмов Павла Лунгина «Остров» и Александра Прошкина «Чудо», свидетельствует о возрастающем значении и спросе на доброе кино в нашем обществе.

Однако, наряду с положительным влиянием отечественного кинематографа, мы зачастую чувствуем и тлетворное воздействие западной киноиндустрии. Фильмы о Церкви здесь создаются с поразительной регулярностью. Режиссеры исходят из бытового здравого смысла, согласно которому, правда искусства и правда жизни – две совершенно разные вещи. С христианской точки зрения, правда – это одно, а с точки зрения кинопроизводства, кинофинансирования, кинораспространения и зрителя, который смотрит эти картины, правда – это другое.

nardВ Евангелиях от Матфея (26, 6-13) и Марка (14, 3-9) рассказывается о том, как ко Христу «приступила <…> женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26, 7). В Евангелии от Иоанна уточняется, что имя этой женщины Мария: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими» (Ин. 11, 2).

Это миро - благовонная жидкость – было изготовлено «из нарда чистого, драгоценного» (Мк. 14, 3; а также Ин. 12, 3). Оно издавна использовалось в косметических и лечебных целях, сопровождало торжества.

Натирали миром и тела умерших. Ученики Спасителя не поняли мотивов, которыми руководствовалась Мария, потратив фунт (Ин. 12, 3) дорогой жидкости по случаю не пира, не большого семейного торжества, а просто, как они думали, будничной встречи гостей. «<…> к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим?» (Мк. 14, 5).

Один динарий на то время соответствовал обычной дневной плате наёмного работника (Мф. 20, 2), что позволяло купить пшеничного или ячменного хлеба (Откр. 6,6). Но для Марии встреча с Божественным Гостем значила слишком многое: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк. 10, 42). Успокаивая учеников, Спаситель сказал: «<…> возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12).

ostr sv elenyОстрова заселялись людьми позже, чем материки. Открывая новые острова, мореплаватели не раз называли их в честь праздников или святых, чья память в тот день праздновалась, а также в честь своих небесных покровителей.

В южной части Тихого океана находится остров, который не сразу заметишь на карте. В пасхальное воскресенье 1772 г. его открыл голландский путешественник Якоб Роггевен. В память об этом событии он назвал его островом Пасхи. Сегодня это самый удалённый из населённых островов Мирового океана. Принадлежит Чили, несмотря на большую удалённость от её берегов. Имеет статус специальной территории. Столица и единственный город острова Ханга-Роа, где проживают менее 5 тысяч жителей.

Остров Рождества в Индийском океане принадлежит Австралии. Был открыт в 1643 г. Сейчас на нём живут около 1400 человек, из которых гражданами Австралии являются менее 400 (в основном китайцы и малайцы).

Остров Вознесения расположен в южной части Атлантического океана, между Африкой и Южной Америкой. Вместе с островом Святой Елены входит в состав британской заморской территории. В 1501 г. его впервые из европейцев посетил португалец Жуан да Нова, но не оставил описаний. Повторное открытие острова состоялось в 1503г. в праздник Вознесения. Долгое время оставался необитаемым, пока в 1815 г. на нём не обосновался британский гарнизон.

iov«Был человек в земле Уц, имя его Иов» (Иов 1, 1). Такое имя было широко распространено в конце II тыс. до н. э. у западно-семитских племён. Земля Уц находилась, вероятно, на Аравийском полуострове или где-то возле него. Своё название она получила от Уца – правнука Ноя (Быт. 10, 23) или племянника Авраама (Быт. 22, 21).

Про Иова известно, что «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (1, 1). Имел большую семью – «семь сыновей и три дочери» (1, 2), был богат и «знаменитее всех сынов Востока» (1, 3). Приносил жертвы за своих детей, «ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём» (1, 5).

И в короткий миг  Иов всего лишился: и имущества, и детей, а вскоре и здоровья: весь покрылся «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (2, 7). Проказа, или лепра, - тяжёлое инфекционное заболевание, при котором на коже, в других тканях и органах образуются плотные узлы. Они постепенно изъязвляются; поражаются кости и нервная система. Но и в таком состоянии Иов оставался верным Богу, говоря: «<…> наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге» (1, 21-22).

Видя его страдания, жена сказала: «<…> ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (2, 9-10).

druzba2Редакция «ДВ» провела опрос на тему «Дружба». Вопросы были такими:

1. Что такое, на ваш взгляд, дружба?
2. Есть ли у вас настоящие друзья? Вы уверены?
3. Может ли время разрушить дружба?

Мы получили такие ответы:

• Дружба – это взаимопонимание, взаимопомощь и взаимовыручка; это хорошее настроение и разделённые невзгоды и радости; это вместе навсегда: дождь или солнце.
• У меня есть друзья. Все они разные, но каждый из них готов прийти на помощь в трудную минуту. Каждый готов с тобой быть в сложные жизненные моменты, разделить с тобой слёзы и улыбки!.. Желаю всем иметь таких друзей!
• Нет, время не может разрушить настоящую дружбу. Может только выявить ненастоящую. Настоящей дружбе не мешают ни расстояния, и настроение, ни погода».
Екатерина, экономист, г. Жабинка

• Дружба – это общение между людьми, сопровождающееся совместным время провождением, общими интересами, поддержкой друг друга в любых жизненных обстоятельствах, готовностью пожертвовать собой ради своего товарища.
• У меня есть несколько друзей. Я уверен.
• Время не может разрушить дружбу. Предательство может разрушить.
Виктор, семинарист, г.п. Жировичи

izmenaОсобый род вины в браке – супружеская измена. Грех прелюбодеяния настолько мерзок, что оскорбленному супругу позволяется покинуть обидчика, развестись с ним (см. Мф. 5, 32). Но супружеская измена – это не всегда брачно-любовные отношения с третьим лицом. Изменой можно назвать любое свободное от супружеских уз состояние. К нарушению супружеской верности вполне относятся флирт, кокетство, известные нескромные разговоры, холостяцкие развлечения.

Эти привычные в наше время «вольности» возникают тогда, когда супруг (либо супруга) как бы покидают на время свое брачное положение и переходят на холостое. Но брак – состояние постоянное и таких временных «отлучек» не терпит. Именно на этой почве происходят в семье самые яростные споры, рождаются самые горькие обиды.

При этом надо заметить, что в привычном, никогда не исчезающем даже при долгом расставании чувстве несвободы, в неизменном ощущении себя супругом мы переживаем одну из удивительных радостей брака.

В дневнике священника Александра Ельчанинова есть такая запись: «Истинная любовь переживает как измену и грех против любимого человека всякое наслаждение, всякое сильное впечатление, пережитое врозь, всякое общение с другими людьми – даже принятие пищи, приготовленной чужими руками.

nafanail2Если бы в то время кто-то предложил назвать самого вредного человека в Печорах,то без сомнений услышал бы в ответ только одно имя – казначей Псково-Печерского монастыря архимандрит отец Нафанаил. Причем в этом выборе были бы единодушны священники и послушники, монахи и миряне, коммунисты из печорского управления КГБ и местные диссиденты. Дело в том, что отец Нафанаил был не просто вредный. Он был очень вредный.

К тому времени, когда я узнал его, он представлял собой худенького, с острым пронзительным взглядом преклонных лет старца. Одет он был и зимой и летом в старую застиранную рясу с рваным подолом. За плечами обычно носил холщовый мешок, а в нем могло быть что угодно – и сухари, пожертвованные какой-то бабкой, и миллион рублей.

И то и другое в глазах отца казначея являло собой чрезвычайную ценность, поскольку было послано в обитель Господом Богом. Все это достояние отец Нафанаил перетаскивал и перепрятывал по своим многочисленным потаенным кельям и складам. Финансы монастыря были полностью в ведении и управлении отца Нафанаила. А тратить было на что: каждый день в обители садились за стол до 400 паломников и 100 монахов. Надо было обеспечивать бесконечные монастырские ремонты, новые стройки, да еще ежедневные житейские потребы братии, да помощь бедным, да прием гостей, да подарки чиновникам…

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".