Архимандрит Андрей (Конанос) – беседа с радиослушателями
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпение, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить. И дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго» (древняя молитва).
Не прячься, Христос не постеснялся быть нагим на Кресте. Он распростер Свои руки, Он Весь стал объятием, Он взошел с земли на Крест, потому что Крест – не земля, а возвышение, Крест находится между землей и небом. Представь: ты находишься на самой грани с распростертыми руками, голый, уязвимый для каждого, кто смотрит на тебя; он может приблизиться к тебе, ударить, посмотреть, полюбопытствовать… И тогда ты начинаешь понимать и говоришь:
– Я должен преодолеть то, что люди думают обо мне! Сейчас, когда я распят, когда мне больно, я не должен думать о том, что они говорят, как смотрят на меня, что думают о моих проблемах... Только теперь я могу сказать: «Я такой, какой я есть!»
И тогда ты приходишь к слову «истина», к подлинности характера, к осознанию того, кто ты в действительности есть.
Боль, которую ты переживаешь, крест, который ты несешь, поможет тебе это сделать – убрать всю фальшь и явить свою внутреннюю ценность. И если истина существует, то ты увидишь, где она, увидишь, что она глубоко внутри тебя.
К 70-летию победы в Великой отечественной войне.
По официальным сведениям в Белоруссии, где партизанское движение действовало с первых дней оккупации и было самым масштабным на территории СССР, за весь период боевых действий в годы Великой отечественной войны насчитывалось около 400 тысяч партизан. Но это далеко не полная цифра, так как многие группы действовали самостоятельно, и те, кто погиб в первые два годы войны, остались неизвестны…
В числе тех, кто приближал Победу в тылу врага, был и насельник Свято-Успенского Жировичского монастыря схиархимандрит Митрофан (в миру Николай Тимофеевич Ильин, +2006 г.).
Родился Николай Ильин 16 августа 1915 года в местечке Ин, Благовещенского уезда, Дальневосточного края в семье фельдшера. Вскоре после рождения Николая его родители – Тимофей Иванович и Агриппина Степановна – переехали на жительство в Тамбовскую губернию, где в их семье родились сын Василий и дочь Валентина.
Детство Николай провел в д. Первая Березовка Мучкапского района Тамбовской области. По окончании семилетнего образования мальчик поступил в сельскохозяйственный техникум, который в 1935 году закончил дипломированным техником автомобильного дела. После техникума Николай поступил в Московский автодорожный институт.
Архимандрит Андрей (Конанос) – беседа с радиослушателями.
Вопрос не в том, чтобы разрешить твою проблему, а в том, чтобы ты понял, что сейчас ты должен усвоить слово «смирение», слово «любовь», слова «прощение», «милостыня», ты должен изменить свой характер.
Твои проблемы разрешатся только тогда, когда ты перестанешь так сильно переживать из-за них, как ты это делаешь сейчас. Иначе рано или поздно они сломят тебя. Конечно, твоя проблема достаточно серьезна, но на самом деле ситуация выглядит не так, как ты ее себе представляешь. Знаешь, почему? Ты сосредоточил свое внимание на неправильной точке проблемы, ты паникуешь, пугаешься, поэтому не можешь продвинуться в ее решении. Вода твоей души мутна, ты не можешь увидеть, что происходит на дне, не можешь различить, что лежит в основе твоих дел, твоих желаний. Ты расстроен. Поверь, это не принесет плода. Ты должен поступить как подвижники, которые, когда их что-то тревожит, оставляют это на потом, потому что, как показывает опыт, решение со временем приходит обязательно, и пережитое заставляет тебя воспринимать жизнь более хладнокровно. Так ты достигаешь зрелости, обогащаешь себя, становишься мудрее, преуспеваешь духовно, учишься смотреть на вещи по-другому.
Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям (Прп. Серафим Саровский).
Здоровье и болезнь в руках Божиих; промышления – суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
Когда болезнь тяготит нас, не надо скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеж-дения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу (Свт. Григорий Богослов).
Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: "Оставил меня Господь мой и не посетил меня" (Древний патерик).
Эта необычная и удивительная (именно своей необычностью) история произошла со мной 5-6 лет назад. И начиналась она так.
Ранняя весна. Загородный домик. Время для обрезки деревьев и приведения в порядок всего того, чтобы после нее остается. Пилю, помогаю своей работе топором. Мысли, скорее всего, отсутствуют.
В какой-то момент ощущаю, что кто-то за мной наблюдает. Оборачиваюсь: на меня смотрит абсолютно чёрный щенок неизвестной породы с невероятно умными глазами. Хотя у собак они все умные. Или мне так кажется?
– Привет, – говорю.
– Привет, – отвечает он.
– Ты кто? – спрашиваю. (А что, собственно, ещё спрашивать?)
– А то ты не видишь? (Логичный ответ).
– По какому поводу визит? (Самому противно от официоза).
– Знакомлюсь, – отвечает чёрненький с умными глазками.
– И всё? (Немножко грублю).
– И поиграть… Я ведь ещё маленький (Любопытство и надежда в глазах у нового знакомого).
– Ладно, – соглашаюсь, – не против. Только наша игра будет прерываться моей работой.
Слово «честность» произносится часто. Согласно лингвисту С. И. Ожегову, честный – это: «проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный»; «заслуживающий уважения, безупречный».
Любое качество человека существует не само по себе, но переплетается и поддерживается другими качествами. Честность, не гармонизирующая с другими положительными качествами, легко становится пародией на саму себя. Направленная вовне, она перерастает в скандализм и неуживчивость. Направленная внутрь себя – в мелочное самокопание, мнительность и, как следствие, в безволие, боязнь ошибиться даже там, где возможность выбора не переходит нравственные рамки. Достаточно вспомнить рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре».
Честность по отношению к другим нормальна, если человек ещё более требователен, а значит и честен, по отношению к себе. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5).
Но и здесь не нужно впадать в крайности. Внешняя честность тоже важна: «братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19-20). «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3, 14-15).
Три евангелиста – и у каждого свой неповторимый голос. Лука обстоятелен, его заботит точность факта, тщательность изложения и правдивость фраз.
Матфей внимателен к людям, окружавшим Христа, ведь это были евреи, его соплеменники, он их понимал, чувствовал атмосферу городов и селений, прозревал мотивы поступков и вопрошаний.
Марк – краток и стремителен, для него важно не просто передать учение Спасителя или дать портреты его собеседников, но уловить то, что было между ними, как случилась встреча, как загорелись глаза, как стучало сердце.
Вот благовестники взялись описывать беседу Господа с богатым юношей, и только Матфей точно указывает на возраст собеседника Иисуса, дважды именуя его юношей (Мф. 19: 20, 22), для Луки и Марка это или «некто из начальствующих» (Лк 18:18) или совсем скромно и безымянно – «некто» (Мк 10:17).
Матфей говорит, что юноша подошёл, и мы видим степенно ступающего богатого молодого человека, хорошо одетого, прилично воспитанного.
Для Луки не важны мелкие детали – если общались, то как-то уж встретились – кто подошёл первым, как сошлись, где столкнулись – значительна лишь беседа.
А вот описание Марка обдаёт ветром – будто беседа началась в вихре, будто давно уже бежали друг к другу: Христос выходит в путь, некто подбегает, падает Ему прямо в ноги, бросается на колени – в пыль, в дорожную колею, и – вопрос – неожиданный и дерзновенный: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17).
Топонимы (от греч. «топос» - место, «óнима» - имя) – названия географических объектов. Наука, изучающая их, называется топонимикой. Она возникла на стыке лингвистики (в частности, ономастики – разделе лексикологии о собственных именах), географии и истории. Совокупность названий объектов одной местности или связанных единством происхождения носит название топонимии.
По содержанию среди топонимов выделяют:
- хоронимы (греч. «хорос» - граница) – названия значительных территорий (материков, стран, регионов);
- ойконимы («ойкос» - жилище) – названия населённых пунктов;
- урбанонимы («урбанус» - городской) – названия внутригородских объектов (районов, микрорайонов, улиц, площадей);
- оронимы («орос» - гора) – названия форм рельефа (гор, хребтов, вершин, впадин, пещер);
- инсулонимы («инсула» - остров) – названия островов и полуостровов;
- гидронимы («гидор» - вода) – названия водных объектов.
Обычай давать названия географическим объектам известен уже из первой книги Библии – Бытия. Например: «<…> они взяли камни и сделали холм <…>. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом» (Быт. 31, 46-47). Галаад и Иегар-Сагадуфа на двух восточных языках означают одно и тоже - свидетель, поскольку этот объект они установили в знак своего примирения. Такое же, как и указанный холм, название получила вся местность от горы Ермон до реки Арнон.
Доверься Богу
Даже не думай, что рядом со Христом, любя Господа, ты не будешь подвергаться жизненным испытаниям. Будешь, и очень многим. С одной лишь разницей: ты будешь знать, как их преодолевать.
Иногда в некоторых случаях ты не знаешь, как поступить. Не знаешь, что правильно, а что ошибочно…
Я приведу один пример… Ты просыпаешься утром, а твой ребенок тебе говорит: «Я не хочу идти в школу!» Ты считаешь, что это очень плохо. Но уверен ли ты в том, что есть хорошо, а что – плохо?
Недавно (не знаю, помнишь ли ты этот случай) отец вез своего ребенка в школу. Недалеко от школы грабители ворвались в банк в Афинах, в Каллифее, похитили большую сумму денег, вышли, вооруженные, на улицу, у них был «калашников», выстрелили четыре раза в воздух, запугивая людей, чтобы никто к ним не приближался. Народ хотел поймать их – сообщили в полицию, и та попыталась задержать грабителей. Те во время общей паники остановили проезжавшую мимо машину, чтобы бежать на ней и так спастись.
Но в машине, которую они остановили, отец вез в школу свою маленькую дочку. И он, защищая ребенка, противостоял им, оказывал сопротивление. Грабители избили и его, и ребенка. К счастью, никто из этих двух не был убит. Но девочку ударили прямо в живот! Ребенка доставили в больницу, опасность миновала, но, как бы там ни было, девочка испытала огромный шок и получила страшные переживания.
Страница 6 из 11
Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.
Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".