В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками.
Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».
Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.
Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".
Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).
Если правда, что начало дня определяет всё его дальнейшее течение, то неудачно сложившееся для Светланы Анатольевны утро понедельника предвещало ей только неприятности. Автобус пришёл раньше обычного, и Светлана Анатольевна, подбегая к остановке, успела рассмотреть лишь его сигнальные огни вдалеке. Расплачиваясь за проезд в маршрутном такси, она обронила кошелёк и второпях так и не смогла собрать рассыпавшиеся деньги. Попытка сократить путь дворами обернулась неприятной необходимостью преодолевать бесконечные лужи и непролазную грязь.
Педсовет в методическом кабинете подходил к концу. Директор детдома Людмила Павловна гневным взглядом проводила Светлану Анатольевну, крадущуюся к свободному стулу. Упрекать опоздавшую не имело смысла. Тема заключительного выступления директора перед педколлективом и без того могла сразить намертво любую слабонервную воспитательницу.
– К нам едет комиссия из министерства, – мрачно сообщила Людмила Павловна.
Комиссию в детдоме ожидали давно. Известие о скорой встрече с нею погрузило методкабинет в зловещую тишину.
В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть. Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.
У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.
Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди. Будто увидела что-то, внезапно поразившее ее. Батюшка выпрямился, выжидательно глядя на женщину. Она продолжала стоять неподвижно. Через минуту-другую резко повернулась и быстро пошла к выходу из храма, почти побежала. Я успел увидеть заплаканное лицо, глубокие серые впадины под глазами, отчетливо видные, потому что все лицо, бледное да еще припудренное, выглядело особенно белым.
Тогда сказал ему Пётр: Господи!
к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Лк. 12, 41.
В литературоведении под притчами изначально понимался короткий иносказательный рассказ с нравственным поучением. В ХХ веке появились романы-притчи, драмы-притчи. Притче в традиционном понимании не важны место и время события, особенности характера героев; для неё главное – само назидание.
В Библии притчи встречаются как в Ветхом Завете (Притчи Соломона), так и в Новом (в Евангелиях). Но если Соломон в них говорит о повседневной бытовой и ритуальной практике, то евангельские притчи на знакомых людям жизненных примерах повествуют о вечном. Составной частью ряда притч в Евангелии является их толкование. Где его нет, очевидно, ставится цель подвигнуть слушателя и читателя к собственному размышлению, внутреннему труду, поиску.
«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано <…>; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат <…>, ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 10-15).
Вайнахі – група родасных народаў Каўказа. Да іхняга ліку належаць:
- чачэнцы (саманазва нохчый);
- інгушы (галгаі);
- кісцінцы (часам іх умоўна называюць грузінскімі чачэнцамі);
- бацбійцы (саманазвы бацой, бацбі).
Словы “вайнах” або “вейнах” паходзіць ад іхніх слоў “вей нах” – наш народ. Так яны адрозніваюць сябе ад іншых горскіх народаў. Згодна ўласнага падання, з’яўляюцца найстаражытнейшым карэнным народам Каўказа. Некалі мелі правіцеля з імем Каўказ, якое потым стала назвай цэлага рэгіёна.
У ХІІ ст., калі Грузіяй правіла царыца Тамара, сярод вайнахаў дзейнічала грузінская хрысціянская місія. Але ўжо ў ХІІІ ст. Грузія пала пад націскам войскаў Чынгісхана. Місія спынілася і вайнахі вярнуліся да язычніцтва. У XV-XVI стст. на іхнія землі стаў пранікаць іслам.
Як помнікі хрысціянскай місіі ў сучаснай чачэнскай мове прысутнічаюць словы “Бибал” - Біблія, “жІар” [жаар] – крыж (па-грузінску “джвары”), “керста” – хрысціянін, “килс” – царква (груз. “эклісі”). Падабенства прысутнічае таксама ў назвах некалькіх дзён тыдня на чачэнскай і грузінскай мовах.
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
П.Бровка
История цивилизации – это история хлеба. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. Среди древнейших созданий человеческого разума и рук есть творение, значимость которого с годами только увеличивается, - это хлеб. И не только потому, что «без хлеба нет обеда», - хлеб издавна символизировал народное благополучие и довольство. Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры.
Народная мудрость гласит: «Хлеб в доме господин, в работе – друг, в дороге – товарищ». «Хлеб-батюшка» - ласково называли его наши предки. Хлебом-солью встречают дорогих гостей в доме.
А вы знаете, когда родился хлеб? Ученые утверждают, что уже 10-15 тысяч лет назад человек начал выращивать злаки. Сначала люди ели сырые зерна, потом научились растирать их при помощи специальных камней, получать крупу и муку. Муку смешивали с водой и ели в виде сырой жидкой каши, и сегодня такую кашу употребляют в некоторых странах Азии и Африки.
Попенко Михаил Самуилович. Родился в г.Аягузе Семипалатинской области Казахской ССР в семье учителей. В 1957 г. родители переехали в г. Новоалтайск. После окончания школы (1969) работал на Алтайском вагоностроительном заводе. Окончил исторический факультет Алтайского государственного университета (1980).
Несколько лет посвятил педагогической работе. Преподавал историю, был директором Сорочьелоговской средней школы Первомайского района Алтайского края. Окончил отделение журналистики Новосибирской высшей партийной школы. С 1985 г. работал в средствах массовой информации. Был заведующим отделом писем, заместителем редактора газеты "Первомайский вестник", собственным корреспондентом межрегиональной газеты "Шанс"и других СМИ.
В настоящее время сотрудничает с газетой "Алтайская правда".
Пишет на темы истории религии. Автор книги "Плащ крестоносца: история рыцаря, не сумевшего стать монахом", посвященной религиозной войне на юге Франции в начале XIII в. Книга переведена на французский язык. Ее презентация успешно прошла в Париже и Безансоне. Лауреат премии Алтайской краевой организации Союза журналистов СССР за 1988г. Живет в с.Березовка Первомайского района Алтайского края.
Михаил Попенко:
"Исторические заметки по поводу современных гей-парадов"
Тема гомосексуализма, до недавнего времени интересовавшая в основном психиатров, теперь стала общественно-политической.
Так, американский писатель Патрик Бьюкенен на страницах «The American Conservative» отмечает новый тренд: высокопоставленные чиновники из Администрации президента США, сам Обама и либеральные СМИ в последнее время дружно критикуют российские антигейские законы. При этом ими же игнорируются преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые сегодня вполне можно назвать массовым террором.
Раньше люди старались совершать паломничество так, чтобы понести какой-то труд, принести жертву. Часто шли пешком, стирая ноги в кровь. Похоже, времена эти минули в прошлое, и сейчас мы предпочитаем комфорт в поездке. Но не все.
После экскурсии паломница делится рассказом о своей бабушке: «Едем мы на поезде в Оптину: я, муж и наша бабушка старенькая. И вот она ходит тихонечко по вагону туда-сюда, туда-сюда. Муж не выдержал:
– Бабуся, ну что же вам спокойно-то не сидится? Зачем вы всё ходите?
– Я иду в Оптину Пустынь!»
Про Дашеньку
– Мы к вам на экскурсию – всей семьей! Да, мои! Два сыночка и лапочка дочка! А я вот вам сейчас расскажу, пока народу нет. Ребята, погуляйте немножко. В книжную лавку? Можно, только Дашу за руку возьми…
Что же я рассказать-то хотела? А – вот: ждала первого ребенка, думала – дочка, назвать хотела – Дашенька. Родился сын. Хорошо: вторая дочка будет. Забеременела вторым. Опять сын. Тоже хорошо: два сына! Через девять лет только снова забеременела. Мать у меня неверующая, стала донимать: «Делай аборт! Не прокормишь троих. Кто ты такая? Простая телятница…» – «Нет, мама, там моя дочка Дашенька…» – «Там пацан опять… Делай аборт, тебе говорю!»
Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным.
Маленькая, далеко не самая значительная, но притом очень заметная часть багажа – обычаи и традиции, сложившиеся в нашем Отечестве за советский период, или шире – обычаи и традиции современного секулярного общества. В том числе – праздники. Вроде бы это не так уж и важно для нас – мы-то ведь знаем праздники настоящие, наполненные глубочайшим духовным смыслом, напоминающие о наиболее значимых событиях священной истории и о тех людях, жизнь коих была подвигом и неопровержимым доказательством того, что все, что заповедует нам Господь и чего ожидает Он от нас, совершенно реально, исполнимо.
И в то же время важно все-таки – потому как множеством нитей, и сильнее сказать – узами дружбы и любви связаны мы с огромным числом людей, которыми все эти «не духовные», то бишь светские праздники любимы, которым они по-настоящему дороги. 8-е марта, 23-е февраля, Новый год... Как нам быть с этими красными когда-то и для нас днями календаря? Всерьез уверять всех, нас окружающих, что, например, 8-е марта день вавилонских блудниц? Или просто воспользоваться поводом и сделать что-то приятное для женской части того коллектива, где привел нас Господь трудиться, или для кого-то из слабой половины «непросвященных», «религиозно безграмотных» наших знакомых? Мне вот, например, кажется, что от поводов для самого малого даже доброго дела отвращаться не стоит. Поэтому можно и нужно поздравлять женщин с их днем, равно как и защитников Отечества с их праздником, и близких и друзей наших – с Новым годом.
Страница 11 из 11
Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.
Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".