В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками.
Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».
Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.
Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".
Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).
И это неудивительно, если обратиться к истории древнейшего напитка. На древнем Ближнем Востоке, две тысячи лет назад, вино занимало в жизни человека совершенно иное место, нежели сейчас. В жарком климате Средиземноморья виноград был одним из продуктов питания, а виноградный сок – наиболее распространенным напитком.
«Вся Сирия, – говорится в одном землеописании середины IV века, – изобилует хлебом, вином и маслом».
В жизни римлян, как и греков, вино всегда занимало почетное место. Оно было на столе и у простолюдина, и у аристократа. Обычный ранний завтрак римлянина – это хлеб, смоченный в вине. В тоже время известно, что греки разбавляли вино водой, и этот напиток служил им вместо нашего чая; они считали позором пить неразбавленное вино и презирали пьяниц. Пьянство порицалось, а пьяницы высмеивались в эпиграммах, как некая греческая пьянчужка: «Я, Миритада, пила на священных пирах Диониса чашу за чашей вина, не разбавляя водой; я умерла. Но лежу не в земле, а огромная бочка, память веселых пиров, стала могилой моей…»
И даже указывающий на пользу вина в жизнедеятельности человека Иисус сын Сирахов строго предупреждает: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством… горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья; не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (Сир. 31: 30, 34-37).
Дорогое вино было предметом роскоши и знаком принадлежности к высшему слою общества; порой оно служило своего рода конвертируемой валютой – натуральным платежным средством, имеющим длительный срок хранения. В древнем мире вино не было принадлежностью только пиршеств и праздников, а являлось повседневным пищевым продуктом, зачастую упоминаясь вместе с хлебом.
Характерным для культуры винограда в Греции являлось наличие ценных сортов, обладавших способностью к высокому накоплению сахара в ягодах.
В одной из книг Библии рассказывается, как царь Соломон назначил «в пищу» дровосекам Хирама, кроме пшеницы, ячменя и оливкового масла ещё и 800 тысяч литров лучшего вина. Этого количества с лихвой хватило бы на бригаду из тысячи человек, в течении года работы, при ежедневном употреблении двух литров на брата. Кстати, и оливкового масла Соломон отправил столько же, сколько и вина. Как бы то ни было, на производительность труда дровосеков такой рацион отрицательного влияния не имел, судя по тому, какой великолепный Храм они построили. А теперь представьте себе, что было бы, если бы подобное произошло в наше время? Вероятно, строительство пришлось бы надолго остановить. Так что хотя и «пили люди всегда» вино, но пили по-разному, а пьянство осуждалось извечно и в любом обществе.
Сам Господь наш Иисус Христос, чудесным образом претворивший на браке в Кане Галилейской воду в вино, накануне Своих спасительных страстей и крестной смерти во время Тайной Вечери преподнёс Своим ученикам благословенную Чашу ни с чем иным, а именно с натуральным вином. Повелев при этом: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27-28). Кроме того, Господь дал и новую заповедь, в лице святых апостолов всем христианам, непременно совершать Таинство Евхаристии, причащаясь под видом хлеба и вина Животворящих Тела и Крови Его: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11: 25-26).
Таким образом, сам Христос вознёс вино, выше всех прочих земных напитков. Некоторые люди по праву называют его «Божественным напитком». Поэтому в самом употреблении вина никакого греха ещё нет. Грех там, где винопитие становится страстью, а человек – рабом этой страсти. Об этом также ясно свидетельствует Слово Божие.
Спаситель, предостерегая Своих учеников, говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, чтобы страшный день смерти и суда Божия не постиг вас внезапно» (Лк. 21: 34). Всем известны и слова-предупреждения святого апостола Павла: «Неупивайтеся вином в немже есть блуд» (Еф. 5: 18) и «не обманывайтесь: пьяницы - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10).
Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть, опять же, в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" (Быт. 9: 20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через две тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: "У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же" (Притч. 23: 29-35).
Таким образом, Библия ясно свидетельствует, что именно чрезмерное употребление вина и иных горячительных напитков, бывает виной многих тяжких грехов. Говоря о пьянстве, святитель Тихон Задонский предупреждает: "Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, - словом, делает человека скотом, словесного - бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет".
Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы".
Святые отцы и учители Церкви определили самый верный и безопасный путь к духовно-нравственному совершенству и спасению человека. Он заключается в исполнении Божественных заповедей и восхождении к Богу средним – «царским» путём, в любом деле избегая крайностей. Поскольку крайности, как показывает опыт духовной жизни, часто уводят человека от подлинной цели нашего бытия – жизни в Боге и бывают весьма пагубны для души.
Никто не станет спорить с тем, что пьянство и алкоголизм есть величайшее зло, которое калечит человека, лишает его собственного счастья здесь на земле, преграждая ему путь и в Царствие Небесное обрекая несчастного на вечные страдания. Но, к сожалению, бывают и противоположные крайности в отношении к вину. Среди христиан Северной Румынии и Буковины в середине ХХ века активно действовало такое движение «особо благочестивых» людей, которые вели чрезмерно внешне строгий образ жизни и для того, чтобы отличаться от других православных (не настолько «благочестивых» как они) называли себя «оastea Domnului», что в переводе с румынского языка означает «воины Господни». Эти «воины» никогда не употребляли никаких спиртных напитков, а некоторые из них не смотря на слова Самого Христа Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53), отказывались от Таинства Причащения, только потому, что в Евхаристии используется вино (!).
В своё оправдание, противореча Евангельскому свидетельству, они заявляли: будто алкогольные напитки изобрёл сам сатана, и поэтому в вине никак не может пребывать Господь, но только лишь демоническая сила! Отлучая себя от Святой Чаши эти «христиане» таким образом, отлучили себя от Христа навечно. Что может быть ужасней этой диавольской крайности?
Православное вероучение лишено крайностей как с одной, так и с другой стороны. Церковный устав учит христиан правильному и безопасному отношению к спиртному, в основании чего лежит благоразумное употребление тех даров, которые по Своему великому Милосердию Господь ниспосылает нам для пользы души и тела. Поэтому на верном пути находится не тот, кто мудрствует лукаво и верит обольстительным басням, но тот, кто прислушивается к голосу Вселенской Православной Церкви и имеет послушание и доверие к Её пастырям.
Иерей Виталий Хоновец, клирик Свято-Петро-Павловской церкви г. Берёза Брестской епархии, ответственный за подотдел Служения людям, входящим в группу социального риска в Берёзовском благочинии
В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками. Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».
Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.
Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".
Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).
И это неудивительно, если обратиться к истории древнейшего напитка. На древнем Ближнем Востоке, две тысячи лет назад, вино занимало в жизни человека совершенно иное место, нежели сейчас. В жарком климате Средиземноморья виноград был одним из продуктов питания, а виноградный сок – наиболее распространенным напитком.
«Вся Сирия, – говорится в одном землеописании середины IV века, – изобилует хлебом, вином и маслом».
В жизни римлян, как и греков, вино всегда занимало почетное место. Оно было на столе и у простолюдина, и у аристократа. Обычный ранний завтрак римлянина – это хлеб, смоченный в вине. В тоже время известно, что греки разбавляли вино водой, и этот напиток служил им вместо нашего чая; они считали позором пить неразбавленное вино и презирали пьяниц. Пьянство порицалось, а пьяницы высмеивались в эпиграммах, как некая греческая пьянчужка: «Я, Миритада, пила на священных пирах Диониса чашу за чашей вина, не разбавляя водой; я умерла. Но лежу не в земле, а огромная бочка, память веселых пиров, стала могилой моей…»
И даже указывающий на пользу вина в жизнедеятельности человека Иисус сын Сирахов строго предупреждает: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством… горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья; не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (Сир. 31: 30, 34-37).
Дорогое вино было предметом роскоши и знаком принадлежности к высшему слою общества; порой оно служило своего рода конвертируемой валютой – натуральным платежным средством, имеющим длительный срок хранения. В древнем мире вино не было принадлежностью только пиршеств и праздников, а являлось повседневным пищевым продуктом, зачастую упоминаясь вместе с хлебом.
Характерным для культуры винограда в Греции являлось наличие ценных сортов, обладавших способностью к высокому накоплению сахара в ягодах.
В одной из книг Библии рассказывается, как царь Соломон назначил «в пищу» дровосекам Хирама, кроме пшеницы, ячменя и оливкового масла ещё и 800 тысяч литров лучшего вина. Этого количества с лихвой хватило бы на бригаду из тысячи человек, в течении года работы, при ежедневном употреблении двух литров на брата. Кстати, и оливкового масла Соломон отправил столько же, сколько и вина. Как бы то ни было, на производительность труда дровосеков такой рацион отрицательного влияния не имел, судя по тому, какой великолепный Храм они построили. А теперь представьте себе, что было бы, если бы подобное произошло в наше время? Вероятно, строительство пришлось бы надолго остановить. Так что хотя и «пили люди всегда» вино, но пили по-разному, а пьянство осуждалось извечно и в любом обществе.
Сам Господь наш Иисус Христос, чудесным образом претворивший на браке в Кане Галилейской воду в вино, накануне Своих спасительных страстей и крестной смерти во время Тайной Вечери преподнёс Своим ученикам благословенную Чашу ни с чем иным, а именно с натуральным вином. Повелев при этом: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27-28). Кроме того, Господь дал и новую заповедь, в лице святых апостолов всем христианам, непременно совершать Таинство Евхаристии, причащаясь под видом хлеба и вина Животворящих Тела и Крови Его: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11: 25-26).
Таким образом, сам Христос вознёс вино, выше всех прочих земных напитков. Некоторые люди по праву называют его «Божественным напитком». Поэтому в самом употреблении вина никакого греха ещё нет. Грех там, где винопитие становится страстью, а человек – рабом этой страсти. Об этом также ясно свидетельствует Слово Божие.
Спаситель, предостерегая Своих учеников, говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, чтобы страшный день смерти и суда Божия не постиг вас внезапно» (Лк. 21: 34). Всем известны и слова-предупреждения святого апостола Павла: «Неупивайтеся вином в немже есть блуд» (Еф. 5: 18) и «не обманывайтесь: пьяницы - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10).
Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть, опять же, в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" (Быт. 9: 20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через две тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: "У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же" (Притч. 23: 29-35).
Таким образом, Библия ясно свидетельствует, что именно чрезмерное употребление вина и иных горячительных напитков, бывает виной многих тяжких грехов. Говоря о пьянстве, святитель Тихон Задонский предупреждает: "Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, - словом, делает человека скотом, словесного - бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет".
Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы".
Святые отцы и учители Церкви определили самый верный и безопасный путь к духовно-нравственному совершенству и спасению человека. Он заключается в исполнении Божественных заповедей и восхождении к Богу средним – «царским» путём, в любом деле избегая крайностей. Поскольку крайности, как показывает опыт духовной жизни, часто уводят человека от подлинной цели нашего бытия – жизни в Боге и бывают весьма пагубны для души.
Никто не станет спорить с тем, что пьянство и алкоголизм есть величайшее зло, которое калечит человека, лишает его собственного счастья здесь на земле, преграждая ему путь и в Царствие Небесное обрекая несчастного на вечные страдания. Но, к сожалению, бывают и противоположные крайности в отношении к вину. Среди христиан Северной Румынии и Буковины в середине ХХ века активно действовало такое движение «особо благочестивых» людей, которые вели чрезмерно внешне строгий образ жизни и для того, чтобы отличаться от других православных (не настолько «благочестивых» как они) называли себя «оastea Domnului», что в переводе с румынского языка означает «воины Господни». Эти «воины» никогда не употребляли никаких спиртных напитков, а некоторые из них не смотря на слова Самого Христа Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53), отказывались от Таинства Причащения, только потому, что в Евхаристии используется вино (!).
В своё оправдание, противореча Евангельскому свидетельству, они заявляли: будто алкогольные напитки изобрёл сам сатана, и поэтому в вине никак не может пребывать Господь, но только лишь демоническая сила! Отлучая себя от Святой Чаши эти «христиане» таким образом, отлучили себя от Христа навечно. Что может быть ужасней этой диавольской крайности?
Православное вероучение лишено крайностей как с одной, так и с другой стороны. Церковный устав учит христиан правильному и безопасному отношению к спиртному, в основании чего лежит благоразумное употребление тех даров, которые по Своему великому Милосердию Господь ниспосылает нам для пользы души и тела. Поэтому на верном пути находится не тот, кто мудрствует лукаво и верит обольстительным басням, но тот, кто прислушивается к голосу Вселенской Православной Церкви и имеет послушание и доверие к Её пастырям.
Иерей Виталий Хоновец, клирик Свято-Петро-Павловской церкви г. Берёза Брестской епархии, ответственный за подотдел Служения людям, входящим в группу социального риска в Берёзовском благочинии