Имя профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича ОСИПОВА известно каждому православному человеку. Мы воцерковлялись, слушая его лекции, зачитывались его книжками. Для многих из нас он, без преувеличения, стал первым учителем христианской жизни.
Прошли годы: магнитофонные кассеты сменили диски и флэшки, книги Алексея Ильича читают уже наши взрослеющие дети, и имя профессора Осипова по-прежнему вызывает жгучий интерес. И пусть сегодня ученики не во всем согласны со своим, но возможность обсудить духовные вопросы с человеком глубокой веры, кристальной честности и удивительного миссионерского таланта является драгоценной.
Журналисту Юлии Логашёвой посчастливилось встретиться с Алексеем Ильичом в городе Гагарине, куда А.И. Осипов приезжал в день памяти своего духовного отца игумена Никона (Воробьева), и взять у него эксклюзивное интервью о священническом служении для нашего епархиального издания.
– Алексей Ильич, в своих лекциях Вы часто подчеркиваете, что все, что с нами происходит, происходит исключительно по воле Божией, по промыслу Божиему. Но вот пример. Прп. Макарий Оптинский писал об Игнатии (Брянчанинове): «Если бы он пошел другой дорогой (если бы он смог осуществить тот путь, к которому он призывался Промыслом Божиим, – путь пустынножительства), то у нас в России был бы второй Арсений Великий». Но святого Игнатия поставили настоятелем фасадного монастыря на пути из Петербурга в Москву, и он не смог осуществить свое призвание. То есть все-таки получается, что иногда люди поступают вопреки промыслу Божиему?
Где бы не появилась многодетная мама, она всегда оказывается в центре внимания: в окружении взглядов, в эпицентре эмоций. Причем, полярных: от изумленного восхищения («ОЙ, КАКИЕ ВЫ МОЛОДЦЫ!») до сокрушенного сочувствия («НУ НАДО ЖЕ, БЕДНАЯ, СКОЛЬКО НАРОЖАЛА!»).
Так каково все-таки быть многодетной мамой? СЧАСТЬЕ ЭТО ИЛИ КРЕСТ? А МОЖЕТ БЫТЬ, И ТО, И ДРУГОЕ ВМЕСТЕ?
Ответить на вопросы корреспондента «ДВ» мы попросили «Эксперта по семье и многодетности» матушку Веру Сердюк – журналиста, культуролога, общественного деятеля, председателя общественного объединения «МАТУЛЯ» при приходе святителя Николая Японского г. Минска, маму пятерых детей.
Семья – это зачастую спрятанный от наблюдения извне мир, наполненный сложными взаимоотношениями, собственными традициями и правилами. В той или иной степени семья влияет на каждого ее члена, но особенно – на детей. Благодаря семье дом – это не просто помещение, а место, где любят, ждут, понимают. А семейное воспитание способствует формированию большинства личностных качеств маленького растущего человека.
Наш собеседник – клирик Рождественского храма г.Бреста протоиерей Вадим Володкевич.
– Отец Вадим, есть современные принципы воспитания детей в современном обществе. Давайте их разберем с точки зрения православного воспитания. Где-то, скорее всего, будут совпадения, а где-то и нет. Итак: под пунктом А – гуманное и милосердное отношение к меньшему члену семьи.
– Этот пункт не случайно первый. Существует, к сожалению, в некоторых семьях так называемое авторитарное воспитание. Здесь родители чрезмерно строги, требовательны, что часто выражается запугиванием, навязыванием исключительно своей точки зрения. Каков возможный результат? У ребенка развивается чувство незащищенности, чувство неполноценности, даже боязни своих родителей. Безвольность, чувство затравленности, усиленно развивается лень, двуличность: угодить (не злить) родителям, чтобы избежать наказания.
Невероятной популярностью у молодежи пользуются социальные сети, а многие странички в них буквально заполнены автопортретами пользователей («селфи» — автофотопортрет), а также снимками того, что они сегодня купили, во что оделись, что съели в течение дня. Чрезмерная влюбленность в себя стала эпидемией нашего времени. И справедливости ради скажем, подвержены ей уже не одни только двадцатилетние. Последние достижения цивилизации стали предпосылкой для мощнейшей вспышки эгоистических настроений в обществе, и это вызывает тревогу. Не являются ли все эти бесконечные селфи предвестниками куда более серьезных перемен, уже в самой системе ценностей современного человека?
О том, когда страсть к фоторепортажам о своей жизни может привести к психологическому расстройству, чего на самом деле не хватает таким людям и почему для них «лайков много не бывает», рассказала педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите и семьям «Центра психолого-медико-социального сопровождения»Елена Бирюкова, г. Москва.
Для подростков – норма
– Елена, что же плохого видят психологи в том, что мы делимся с окружающими фотографиями о том, где бываем, что купили, какую прическу сделали?
Беседа с настоятелем Николаевского гарнизонного собора в Брестской крепости иереем Виталием Хоновцом
– Отец Виталий, мы как-то редко говорим о таком распространенном явлении среди людей, как предательство. Даже если и вспоминаем это слово, то чаще оно ассоциируется с именем Иуды Искариотского. Давайте традиционно с него и начнем следующей цепочкой: Иуда предал Христа (это отвратительно), Иуда, в отличие от членов Синедриона, раскаялся (это хорошо), Иуда повесился (смертный грех). В чем суть греха Иуды? Он раскаялся, но ведь что-то его убило. Ирод ведь не стал олицетворением предательства, хотя устроил страшную резню в Вифлееме.
– Действительно, больше всего не хочется говорить на эту тему, хотя и, к сожалению, приходится, поскольку такое явление было всегда во все времена, не исключение и сегодня. Слово предательство справедливо ассоциируется с именем одного из учеников Спасителя – Иуды Искариотского, который, как известно из Священной истории, предал за тридцать сребреников своего Божественного Учителя на страшные мучения и крестную смерть. Причиной падения Иуды святые отцы считают страсть сребролюбия (привязанность к деньгам и постоянное стремление к наживе).
Именно сребролюбие закрыло глаза апостолу и стало двигателем его преступления. С другой стороны, Иуда прекрасно знал и понимал Кого и за сколько он продаёт. За предательство и смерть Сына Божия он взял мизерную цену беглого раба. Думаю, что не стоит сравнивать поступок Иуды с действиями и словами членов Синедриона или царя Ирода. Это совершенно разные вещи. Иуда был последователем и учеником Господа Иисуса и вместе с прочими Апостолами исповедовал Его Христом Сыном Божиим…
На вопросы «ДВ» отвечает клирик Свято-Троицкого храма г.Бреста иерей Дмитрий Омельянец.
– Часто мы не осознаем, а, может быть даже, и забываем о том, что смерть Христова была реальной. Христос умирает на кресте не как мифический бог, который умирает, а затем воскресает, и умирает, и опять воскресает. Иисус Христос умирает реально. Когда уходит из жизни родной человек, мы сильно страдаем, но со временем печаль рассеивается, остается только память. С человечеством ситуация похожая: о жертвенной смерти Христа люди слышали, читали, но о сути ее не особо задумывались. Похоже, что для большинства вообще все равно, что случилось более двух тысяч лет назад. Отец Дмитрий, давайте напомним о реальном смысле реальной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Ведь реальная смерть ждет и нас. Согласно статистике, каждую секунду умирает около 200 человек из 7 млрд обитающих на Земле.
– Сейчас много раз прозвучало слово «реально». Действительно, во все времена были люди, которые сомневались как в реальности смерти, так и самой жизни нашего Спасителя. Вспомнить хотя бы представителей докетизма (IV век). Древние еретики утверждали, что воплощение, жизнь и сама смерть Господа были просто картинкой, иллюзией, которую Божество вызывало в сознании тех, кто с Ним соприкасался.
На вопросы «ДВ» отвечает священник Сергий Петрусевич, настоятель Покровского храма г. Жабинка, благочинный Жабинковского округа
– Отец Сергий, в прошлом номере «ДВ» мы затронули тему таинства смерти. Давайте поговорим сейчас о суевериях, которые буквально преследуют смерть человека и обряд его погребения. Возникли даже уродливые похоронные лжетрадиции. Первая широко распространенная традиция ставить на поминки водку (или воду) «для покойного», накрыв ее хлебом.
– Вот оно, необъятное поле миссионерских трудов! Суеверия – это кровоточащая рана на душе народа. Священник – заботливый и опытный врач, труженик на ниве человеческих сердец. Проповедь, основанная на святоотеческих рассуждениях, должна быть неотъемлемой частью чина погребения. Дело это, конечно, неблагодарное. Спасибо священнику за это никто не скажет, кроме покойника после встречи на том свете. Здесь на земле все это может вызвать бурю негодования.
Удивительно, что все эти уродливые похоронные лжетрадиции бережно передаются из поколения в поколение со всеми подробностями и деталями. Но почему не передается так бережно традиция чтения Псалтири по усопшему родственниками? Почему еще при жизни человек "заповедует" всех, кто придет к нему на похороны хорошо напоить и накормить, но ни одного слова не произносит о важности заупокойной молитвы, поста, таинствах Исповеди и Причащения? В чем причина? Ведь практически все крещены в Православной Церкви, где учение о загробном мире является не просто теоретическими рассуждениями, а догматом, т.е. непререкаемой истиной? Ответ один – неверие.
13 февраля 2016 года на телеканале «Россия 24» вышло интервью митрополита Волоколамского Илариона. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал о значении состоявшейся в международном аэропорту Гаваны встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском.
– Здравствуйте, владыка Иларион! Первый вопрос — как Вы в целом охарактеризуете результаты диалога, свидетелями начала которого мы все стали? Совместная декларация, которая была подписана, позволяет сделать некоторые выводы. Какова Ваша оценка?
– Встреча продолжалась в общей сложности два часа и завершилась подписанием Совместного заявления. Эта декларация, как мне кажется, в полной мере отражает содержание встречи.
Папа и Патриарх встретились в очень тревожное время. Еще когда мы готовились к этой встрече, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что ситуация, которая сложилась в мире сегодня, напоминает ситуацию 1962 года, когда так называемый Карибский кризис поставил мир на грань ядерной войны. И тогда с обеих сторон нашлась добрая политическая воля, которая позволила разрешить этот кризис.
Но слышащиеся сегодня по вопросу о Сирии высказывания и риторика, возникающие в настоящее время угрозы снова поставили мир на ту же самую грань.
На вопросы «ДВ» отвечает священник Сергий Петрусевич, настоятель Покровского храма г.Жабинка, благочинный Жабинковского округа
– Отец Сергий, в православной традиции умершего называют усопшим, т.е. уснувшим. То есть он не исчез, а перешел в другую реальность – мир духовный. И, тем не менее, у большинства людей смерть – это образ костлявой и страшной старухи с косой. В общем-то, смерть сопровождается страхом. Не уверен, что многие, считающие себя православными, не думают о смерти с опаской. Или страхом. Ведь смерть – это слезы и большие страдания.
– Профессор А.И.Осипов вспоминает: "Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она (смерть), костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?" Смерть-это реальность, с которой придется встретиться каждому жителю земли. В этой связи стоит не столько говорить об ужасах и трагедии этого явления, сколько о подготовке и встрече со смертью.
Апостол Павел свидетельствует: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп. 1,23). Лучше быть с Богом в Его Царствии, чем жить на земле - истина недоступная пониманию тех, кто не наполнил свое сердце верой. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что опыт веры научил его "думать о смерти с трепетом, но без горечи, с замиранием сердца, но без ужаса".
Страница 2 из 8
Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.
Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".