В конце сентября в Москве прошел VI Международный Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Об этом мы уже сообщали ранее. Сейчас об одной из многочисленных встреч, которые там прошли. Участникам Фестиваля предоставили возможность встречи И.С. Угольниковым – продюсером и автором фильма «Брестская крепость» (2010 г.). Сейчас он представил свой новый исторический фильм о женском батальоне смерти – подразделении, отправленном на фронт Первой мировой войны летом 1917 года, чтобы поднять боевой дух наших солдат. Он выйдет в широкий прокат, как сказал автор, в феврале, к 23-му числу.
На встрече Игорь Станиславович много времени посвятил не только своей новой работе, но и часто возвращался к фильму «Брестская крепость». Он не раз повторял, что Великая Отечественная война – продолжение Первой мировой.
И.У.: В зрелом возрасте я узнал, что мой прадед, Егор Угольников, участвовал в Первой мировой войне и погиб в самом ее конце, в январе 1918 года: он был расстрелян, как и многие другие. Я всегда чувствовал несправедливость по отношению к его памяти. И думаю, что восстанавливать память о защитниках Отечества – наш священный долг, причем важно возвращать даже не память каждого конкретного человека, а — всей нации. Этой памяти сейчас нет, она была стерта намеренно, к сожалению. Войну считали преступной, империалистической, подвиги и жертвы миллионов российских офицеров и солдат были забыты. В «Батальоне смерти» гораздо больше места уделено молитве в кадре.
Гость «ДВ» – о.Сергий Шейко, настоятель храма Святых Антония, Иоанна и Евстафия Виленских д. Святица Ляховичского района.
– Отец Сергий, а ведь действительно, разве виноват человек безродный до такой степени, чтоб его так вот…? (См. ст. на сайте «Подлость – «болезнь» маленьких людей»). Может быть, смысл более глубокий понимания слова «подлость», чем это ассоциируется с текстом уважаемого источника?
– Хорошо, давайте и вправду попытаемся заглянуть глубже – к истокам появления «подлости» в русском литературном языке. Если внимательно почитать источники, содержащие в себе информацию о появлении шляхетства у нас, то легко можно будет установить тот факт, когда простого человека вдруг стало модно клеймить словом «подлый». Любопытную информацию приводят нам такие авторы, как М.О.Коялович, И.В.Киреевский, кн.Н.Б.Долгорукая…
Истоки слова, о котором мы с вами говорим, у всех этих авторов идут с 17-го столетия. И если верить им, «подлость» пришла к нам из Украины, где она была позаимствована у поляков. Та же Долгорукая писала: «Единовластие само собой рождается из аристократии, когда сильнейший покоряет слабейших, и потом правитель на условиях переходит в правителя безусловного, соединяясь против класса благородных с классом подлых, как Европа называла народ».
Так что, скорее всего, виноват не сам человек, рожденный в простоте, а те политические течения, под которые наш народ ложился.
С 14 по 21 июня 2014 года во Дворце культуры профсоюзов г.Бреста проходила международная духовно-просветительская выставка-ярмарка «Брест Православный». В один из дней её работы я встретилась и побеседовала с участником выставки Юрием Воробьевским. Православный писатель Юрий Воробьевский, один из создателей журнала «Русский дом», широко известный своей тематикой о «православной конспирологии» (теория заговора), был участником выставки-ярмарки «Брест Православный», которая проходила в Бресте в июне этого года. Автор книг таких известных книг, как «Стук в Золотые врата», «Бедлам», «Наступить на аспида», «Пятый ангел вострубил», «Черный снег», «Незримые старцы» и др. провел несколько встреч с читателями, рассказал о своих творческих планах, ответил на интересующие вопросы.
– Юрий Юрьевич, наверное, на сегодняшний день самой популярной является ваша книга «Незримые старцы». Как вы думаете, почему?
– Отношение к Афону у русского человека всегда было возвышенное. Впрочем, монашество – многовековая традиция русского православного сознания. И прошлогодний приезд афонских монахов со Святынями Святой Горы в пределы Русской Православной Церкви – еще одно тому подтверждение. А позже стало известно, что архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, арестован греческой полицией и находится в тюрьме. Помните, какой резонанс это событие имело среди православных России, Беларуси, Украины! Сколько людей заявили о своей поддержке Старцу, доведя до белого каления тех, кто хотел очернить святость. И вся эта клевета была выпущена только за то, что он привез в Россию Пояс Пресвятой Богородицы...
Великий печальник и заступник русской земли, преподобный и Богоносный отец наш, Игумен Радонежский и всея России чудотворец, возбранный воевода, – так с любовью почитают величайшего святого на Руси. Он же называл себя “грешным черницем”, бежал от суетной славы человеческой как от погибели, “никогда не одевался он в красивые или мягкие одежды”, трудился наравне со всеми и даже сверх того, выполняя самую неблагодарную и трудную работу, вместе с тем был носителем истинного православного духа, высшей степени благочестия и святости.
Наша беседа с настоятелем Свято-Покровского храма г.Жабинки, благочинным Жабинковского округа священником Сергием Петрусевичем.
– Когда мы слышим, читаем о настоятелях или игуменах монастырей далеких от нас лет, то невольно представляем, что они основали обитель, строили ее и никуда оттуда всю свою жизнь не выходили. Отец Сергий, на примере преподобного Сергия Радонежского можно ведь эти представления изменить?
– Да. Во-первых, в истории Русской Церкви не много было основателей монастырей, которые могли бы сравниться с преподобным Сергием по числу основанных обителей.
Во-вторых, преподобный Сергий часто покидал монастырь не по своей воле, а по просьбе своего духовного наставника митрополита Московского Алексия, подчиняясь воле священноначалия, для умиротворения княжеских раздоров, помня о том, что княжеские междоусобицы и феодальная раздробленность уже привели однажды к нашествию монголов.
У нас 1 сентября звенит первый школьный звонок, в какой-то стране дети уже давно сидят за партами, а где-то еще наслаждаются каникулами.
В Испании в разных провинциях учебный год начинается по-разному. Причем в зависимости от хода уборки урожая сроки могут отодвигаться, но затягивать позже 1 октября запрещается. Во Франции дети садятся за парты где-то 1 сентября, а где-то – 15-го. В Датском королевстве начинают учиться в середине августа. А вот в Англии, Канаде и США учебный год начинается одинаково – в первый вторник сентября, сразу же за Днем труда.
В Италии День знаний приходится на 1 октября, а в Японии решили, что начало школьной поры – очень радостное событие, и назначили праздник на 1 апреля. В Грузии праздник выпадает на третий или четвертый понедельник сентября. В Республике Корея и в Бразилии уроки начинаются в марте. В Австралии и в Южной Африке, кстати, сейчас зима, а у нас – лето, поэтому учебный год там начинается 1 февраля.
Наш собеседник – клирик Свято-Троицкого храма г.Бреста иерей Димитрий Омельянец.
– Первый день осени – 1 сентября – всегда считается для нас началом учебного года. Но почему именно 1 сентября, а не 10-го, 15-го или 1 октября мы начинаем новый учебный год? Отец Димитрий, есть этому объяснение? Светское и православное.
– Я думаю, что объяснение только одно. Своими корнями оно уходит в традиции древней Иудеи. 1 сентября отмечалось здесь как праздник окончания жатвы. Известна проповедь Господа Иисуса Христа в этот день. Итак, христиане заимствуют этот праздник, а уже в 323 году императором Константином было принято решение о начале Нового года с 1-го сентября.
Изобилует 2014 год юбилейными датами. Военными. Сентябрь-месяц – не исключение. 75 лет назад началась Вторая мировая война. Давайте посмотрим на все эти страшные события – до войны, сама война, после нее – глазами нашего земляка, ныне преподавателя православного Свято-Тихоновского государственного университета г. Москвы.
Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год – в сан священника. Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва). Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.
«Надо сказать, что мой рассказ – рассказ человека, который неосмысленно жил в военное время. Он подправлен, с одной стороны, ложностью памяти, а с другой стороны, теми обсуждениями, которые были в семье и которые напоминали о прошлом после войны. Я считаю, что человек вспоминает не то, что было, а то, что ему сейчас удобно рассказать».
КОЛХОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Были бедные колхозы, но с огромным количеством детей, которые были хотя и голодными, но счастливыми. У нас были общие игры, общая жизнь. Россия очень разнообразна. В некоторых местах коллективное хозяйство было более передовым и более развитым, чем единоличное. В тех местах, где я жил, колхозный труд был, главным образом, явлением положительным. Потому что это был именно коллективный труд.
Первая мировая, как и вторая, как, впрочем, и любая война всегда самым жестоким образом бьет по мирному населению. Именно среди него наибольшие людские потери. В мае 1918 г. в России жило 2,3 млн. беженцев из Беларуси.
Гость «ДВ» – Наталия Сергеевна Прокопович, историк, главный хранитель фондов музея-усадьбы «Пружанскі палацык». И мы поговорим о Первой мировой войне.
– Наталья Сергеевна, давайте кратко напомним, а с чего началась Первая мировая?
– На рубеже XIX – ХХ вв. в мире было неспокойно. Многочисленные противоречия между военно-политическими блоками – Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антантой (Россия, Франция, Англия) – достигли «критической точки» и искали разрешения. Столкновения их интересов происходили постоянно – в Африке, на Дальнем Востоке, на Балканском полуострове. Эти конфликты шли в условиях территориального раздела мира и начавшейся борьбы за его передел.
С головокружительной быстротой увеличивались военные бюджеты, армии и вооружения ведущих держав. Они открыто соревновались в деле подготовки к войне и выбирали удобный момент для нападения на противника. Начальник немецкого Генштаба Мольтке так оценивал создавшееся положение: «Война неизбежна… чем скорее она начнется, тем лучше». Чтобы развязать войну необходим был повод, который вскоре представился.
– Отец Сергий, за свою короткую жизнь человек часто врет. Обман всегда рядом с человеком. Каковы причины такого поведения умнейшего из всех творений Божиих?
– Родоночальником лжи является сатана, которого Слово Божие называет «лжецом и отцом лжи». В Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, Господь обращается к лживым и лицемерным фарисеям такими словами: «Ваш отец диавол;.. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8,44).
В трагедии грехопадения Адама и Евы диавол принял самое непосредственное участие, когда обманом лишил первых людей богообщения в раю. Семя лжи мгновенно дало свои плоды: ни Адам, ни Ева не признались Богу в своем грехе. Более того, вместо покаяния и правды прозвучали слова: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3,12), т.е. Адам стал оправдывать себя, в результате чего обвинил Бога. Вот источник, из которого истекает зараженная вода, питающая все дальнейшие поколения живущих на земле людей. К сожалению, ложь - это грех, в котором повинно всё человечество.
Что можно возразить пророку Давиду, который свидетельствует: «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс. 57,4). Видя удобопреклонность человеческого естества ко лжи, диавол стал искать новые формы, в которые можно было бы ее облечь и сделать привлекательной для человека. Прошло время, и ложь уже не ограничивается одними лишь словами. Это, безусловно, и поступки человека: лицемерно прожитая жизнь в угоду ложным принципам, поклонение идолу, ложная система ценностей, самообман, притворство, ложные надежды и ожидания, лицемерие, лесть, двуличие.
Гость «ДВ» Шатько Елена Геннадьевна, кандидат искусствоведения, этномузыковед-кампанолог, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. лауреат Международного конкурса «Звонарь Земли» (Молдова, 2003).
Елена Шатько, по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета провела ряд экспедиций в Брестской, Витебской, Минской, Гродненской епархиях. За 14 лет ею изучены колокола, традиции звона, проведен опрос священнослужителей, прихожан в 247 храмах западных регионов Беларуси. Результатом многолетнего труда стала книга «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность» с приложением DW с записью традиционных звонов сельских звонарей, рассказов прихожан, а также документальным фильмом о сельском звонаре д. Остров Пинского района Брестской области. Презентация монографии и фильма состоялась на православной духовно-просветительской выставке в г. Бресте 15 июня 2014 г., вызвала большой интерес у жителей нашего города.
– Елена Геннадьевна, что изучает наука кампанология?
– Наука кампанология (от campana итал.) изучает колокола. Название сampana происходит от итальянской провинции Кампанья. Здесь находились залежи руд и глины, где и зародилось колокольное производство.
Впоследствии дисциплина, изучающая историю, технологию изготовления и особенности звучания колоколов, получила название «кампанология». Интерес к этой науке проявляют физики, химики, искусствоведы, медики, филологи, культурологи, богословы и многие другие. В Беларуси эта наука только заявила о себе. 70 лет атеизма, запрета на колокольный звон, на саму тему. Результат – мы только-только делаем первые шаги.
Страница 4 из 8
Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.
Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".