Беседа с настоятелем Николаевского гарнизонного собора в Брестской крепости иереем Виталием Хоновцом
– Отец Виталий, мы как-то редко говорим о таком распространенном явлении среди людей, как предательство. Даже если и вспоминаем это слово, то чаще оно ассоциируется с именем Иуды Искариотского. Давайте традиционно с него и начнем следующей цепочкой: Иуда предал Христа (это отвратительно), Иуда, в отличие от членов Синедриона, раскаялся (это хорошо), Иуда повесился (смертный грех). В чем суть греха Иуды? Он раскаялся, но ведь что-то его убило. Ирод ведь не стал олицетворением предательства, хотя устроил страшную резню в Вифлееме.
– Действительно, больше всего не хочется говорить на эту тему, хотя и, к сожалению, приходится, поскольку такое явление было всегда во все времена, не исключение и сегодня. Слово предательство справедливо ассоциируется с именем одного из учеников Спасителя – Иуды Искариотского, который, как известно из Священной истории, предал за тридцать сребреников своего Божественного Учителя на страшные мучения и крестную смерть. Причиной падения Иуды святые отцы считают страсть сребролюбия (привязанность к деньгам и постоянное стремление к наживе).
Именно сребролюбие закрыло глаза апостолу и стало двигателем его преступления. С другой стороны, Иуда прекрасно знал и понимал Кого и за сколько он продаёт. За предательство и смерть Сына Божия он взял мизерную цену беглого раба. Думаю, что не стоит сравнивать поступок Иуды с действиями и словами членов Синедриона или царя Ирода. Это совершенно разные вещи. Иуда был последователем и учеником Господа Иисуса и вместе с прочими Апостолами исповедовал Его Христом Сыном Божиим…
В отличие от него члены Синедриона (за исключением Никодима) всегда были враждебно настроены по отношению к Иисусу из Галилеи и никогда не меняли своей позиции. Об этом прекрасно знал Сам Господь, часто обличавший их заблуждения, коварство и злобу. Так же поступал и Ирод. Этих духовных вождей и учителей Израиля можно скорее назвать злейшими врагами Спасителя, но никак не предателями. Предатель это тот кому ты доверяешь себя, и он обещает быть верным, но вдруг, неожиданно предаёт тебя. Иуда именно так и поступил, но фарисеи так не поступали. Совесть заставила сребролюбивую Иудину душу осознать тяжесть своего преступления и раскаяться. Часто случается так, что ужаснейшие преступники и маньяки в определённые моменты своей жизни раскаиваются в своих поступках – это свидетельство наличия совести – неумолимого голоса Божия в человеке… Но, не зная Бога, не имея достаточной веры, раскаяние таких людей повергает в страшное уныние и полное отчаяние. Поэтому эти люди, либо не выдерживая «давления» совести налагают на себя руки, либо при очередном приступе страсти снова совершают тяжелейшие преступления, в которых ещё вчера раскаивались.
Так было, например, с известным Советским серийным маньяком-убийцей и педофилом Анатолием Сливко, действовавшим в городе Невинномысск Ставропольского края с 1964 по 1985 годы. Будучи заслуженным учителем школы РСФСР, он вёл личный дневник, в котором писал о своих внутренних мучениях, побуждавших его к суициду, но страх перед собственной смертью и непреодолимая страсть брали верх, и он снова шёл на преступление. Так продолжалось в течение 21 года, пока правоохранительные органы не пресекли действия злоумышленника. На совести этого маньяка минимум семь убитых подростков до 16 лет. Аналогичный внутренний процесс произошёл с Иудой. В каком-то смысле, придя в раскаяние он был на верном пути, поскольку пришёл в храм, вернул сребреники и даже исповедовал свой грех перед первосвященниками: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф., 27:4). Чего же ещё не доставало ему? С одной стороны, священники своим презрительным ответом более усугубили чувство отчаяния раздиравшее душу бывшего апостола. Не находя выхода в данной критической ситуации, предатель решается покончить с собой.
А что же другой ближайший и ревностнейший ученик Христов? Я имею ввиду Первоверховного Апостола Петра. Очень сложно определить кто совершил большее преступление и предательство Иуда или Пётр? Ведь, мы по крайней мере, не находим яркого свидетельства в Евангелии, где бы говорилось, что Иуда высказывал верность Христу и обещал никогда его не предавать, в отличии от Апостола Петра. Тот, кто несколько минут назад говорил смотря в глаза Господу: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф., 26:35), вдруг во дворе первосвященника «он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф., 26:74). Нужно отметить, что Пётр не просто трижды уверенно отрёкся от Христа, но клялся и божился (то есть призывал Самого Бога в свидетели того, что он не лжет). Это страшнейшее и подлое предательство, хуже поступка сребролюбца, поскольку это преступление против любви и верности. Пётр попытался прикрыть свою подлую ложь именем Бога. Казалось, что может быть хуже? Но, при этом Иуда запечатлён клеймом «предатель» и осуждается Церковью, а Пётр прославлен в лике святых Апостолов!
В чём же разница между двумя апостолами и двумя предательствами? Раскаявшемуся и исповедавшемуся Иуде оставалось сделать ещё один шаг для своего спасения. Если бы он не отчаялся, но имел веру в безграничную и всесильную любовь Христову, то непременно поспешил бы на Голгофу и пав на колени перед распятым Спасителем просил бы у умирающего Господа прощения. И Господь простил бы своего предателя. Пётр не усомнился. У него не иссякла надежда на спасение, вера вдохновляла, а любовь к Учителю подвигала к истинному покаянию, примирению и исправлению своего поступка. Святые отцы говорят, что между раскаянием и покаянием существует огромная разница. Эти слова не нужно отожествлять и путать, поскольку они имеют разное значение. Как уже говорилось, раскаяние (осознание своей вины под действием совести и разума) бывает у каждого согрешающего человека и в зависимости от веры и духовного настроения человека может порождать желание исправиться и жить достойно, либо приводить к противоположному результату ввергая грешника в отчаяние. Покаяние – это смиренное осознание и исповедание своего греха, сопряжённое с крепкой верой и безусловной надеждой на милосердие Божие, любовью подвигаемое к исправлению неправильного поступка или образа жизни. Покаяние всегда спасительно, а раскаяние – не всегда…
– Кстати, у меня в школе (осталось это чувство до сих пор) было двоякое отношение к Павлику Морозову. Мне его до сих пор жаль. Совсем юного человека убили. Родные люди! Но в то же время он – предатель. Как ни крути. Даже если есть для него оправдательные обоснования бытового характера и, конечно, возраст, когда лживой и изворотливой пропагандой можно увлечь мальца на злодеяние. Как вы смотрите на эту трагедию?
– Павлик Морозов, на мой взгляд – более мифическая личность, некий собирательный образ убиенного советского пионера патриота. Сегодня существуют, как минимум, три версии относительно истории жизни и трагической кончины этого отрока. Первая версия – официальная советская. Все её знают, поэтому не буду повторяться… Вторая – скептическая, согласно которой, убийство Павла Морозова и его брата Фёдора организовало ОГПУ. В частности, такой точки зрения придерживается писатель Ю. И. Дружников. Третья – рассматривает убийство братьев Морозовых как трагическую случайность. Данную версию выдвинула директор действующего в Герасимовке музея Павлика Морозова Нина Ивановна Купрацевич. Она утверждает, что в лесах, окружавших Герасимовку, в те годы жили в землянках беглые спецпереселенцы, и, собирая клюкву, дети могли наткнуться на одну из таких землянок. Все деревенские знали друг друга в лицо, и страх перед разоблачением мог толкнуть обитателей землянки на отчаянный шаг. На это указывает хаотичность ранений, нанесенных детям. Она противоречит версии о заранее спланированном хладнокровном убийстве. По словам Н.И. Купрацевич, в деревне сохранилось предание о том, что на месте убийства стояло дерево, на котором были вырезаны инициалы крестьянина, жившего в землянке.
Кандидат философских наук Роман Федоров и кандидат искусствоведения Анжелика Фишер считают, что «официальная версия выглядит недостаточно правдоподобно. Кровная месть, да еще с детоубийством, внутри большой крестьянской семьи (пусть и распавшейся) воспринималась тогда деревенской общиной как грех исключительной тяжести. Достаточно странным выглядит и участие в преступлении восьмидесятилетнего деда, стоящего на краю могилы, и то, что убийство мог совершить крестный отец жертв… Действительно, за плакатными образами "героя" и "предателя" осталась незамеченной личная трагедия ни в чем не повинного ребенка, маленького человека, ставшего жертвой жестоких идеологических манипуляций общественным сознанием».
Есть также мнения, что Павел Морозов был слабоумным больным ребёнком и никак не мог доносить на своего отца, поскольку всерьёз не воспринимался взрослыми… Одним словом, существует множество различных суждений по поводу гибели этого мальчика, свершившейся более восьмидесяти лет назад, поэтому я не берусь судить какая из этих версий соответствует исторической действительности. А мальчишек по-человечески искренне жаль.
– А вот знаменитые предатели: Андрей Власов, советский генерал-лейтенант, перешел на сторону гитлеровцев во время Великой Отечественной войны. Немецкого фельдмаршала и командующего 6-й армией, капитулировавшей под Сталинградом, Фридриха Паулюса, можно считать зеркальным отображением Власова. Вот только русский генерал считается изменником, а немецкий – «осознавшим свою вину и вставшим на путь исправления и перевоспитания». Можно ли это считать политикой двойных стандартов?
– Я не политик и сторонюсь всякого участия в ней. Поэтому не желаю давать никаких политических оценок поступкам этих боевых командиров. Хочу лишь отметить, что война – это очень сложный и чрезвычайно тяжёлый исторический процесс. Его невозможно без субъективизма обсуждать нам – мирным жителям незнающим «вкуса» войны. Почему и в каких условиях Андрей Власов и Фридрих Паулюс приняли подобного рода решения не знает никто. Что происходило в их сознаниях, мыслях и сердцах знает один сердцеведец Господь. Он их и рассудит: кто был прав, а кто виноват. Суд – это дело Божие. А нам Праведный Судия живых и мертвых завещает: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф., 7:1). Единственное, что позволю себе заметить: если эти люди действовали с полным осознанием ответственности за свой народ, своих подчинённых по велению своей совести и были движимы исключительно чувством любви к своему Отечеству и человечеству в целом, отвергнув при этом ненависть, чувства мести и корысти, то они могут быть достойны уважения…
– Инстинкт самосохранения никто не отменял – и поэтому предатели были, есть и будут. Кто они – предатели? На какой почве они рождаются и успешно растут?
– Предатель тот, кто не имеет любви к ближнему своему. Кто искренне любит, тот не предаст никогда. Такой человек готов, по слову Спасителя, «душу отдать за други своя». Истинная любовь вдохновляет на жертвенный подвиг, ибо «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (I Ин., 4:18). Об этом свидетельствует Апостол любви Иоанн Богослов, единственный из учеников Христовых не оставивший своего Божественного Учителя во время Его распятия, крестной смерти и погребения. А вырасти и созреть предательство может на различных почвах человеческих немощей, грехов, пороков и страстей. Нет какой-то особенной почвы для измены. К сожалению, причин для предательства бывает очень много. Это и: гордость, тщеславие, зависть, прелюбодеяние, ревность, сребролюбие, страсть к наживе, корыстолюбие, страх, ненависть, фанатизм, человекоугодие и бесчисленное множество иных греховных поводов. Но все эти условия предательства являются производными двух начал – греха и отсутствия (или слишком слабой, не способной к жертвенности) любви.
– Во время Отечественной войны было множество необоснованных потерь («мы за ценой не постоим» – слова из знаменитой песни). Равнодушие к потерям во имя достижения цели можно считать предательством? Или это традиция у нас такая: этому удивлялись все воюющие с нами, славянами, государства. Во все исторически просматриваемые времена.
– Жизнь человека бесценна. Ничто не может возместить её потерю. Просто не существует равнозначных ценностей в отношении человеческой жизни, поскольку человек есть образ и подобие Божие. Есть замечательное по этому поводу выражение: «Убивающий человека посягает на Бога!» Именно в этом отношении «равнодушие к потерям во имя достижения цели» и девиз «мы за ценой не постоим» крайне преступны и греховны. Они свидетельствуют о жестоком эгоизме и нелюбви руководителей страны к своему собственному народу. Вместо того, чтобы стремиться и прилагать все возможные усилия к достижению победы над врагом с минимальными потерями, чтобы не обескровить собственный народ, они готовы обрекать на гибель соотечественников, не считаясь с количеством жертв! Это ужасно. Такая власть не обороняет своих граждан, но ценой их жизни пытается защитить в первую очередь себя. Это тяжкое преступление можно считать предательством. Любящий свою страну и людей руководитель государства, истинный патриот своего Отечества первым готов отдать жизнь свою ради мира и блага своих соотечественников. Так в своё время поступали святые князья-страстотерпцы, жертвуя своей жизнью, чтобы избежать кровопролития подчинённых. Память об их жертвенных подвигах с великой благодарностью хранится веками в Церкви и народном сознании.
– Отец Виталий, вот несколько афоризмов о предательстве. Прокомментируйте наиболее, на ваш взгляд, ёмкое. «Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу», «Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия», если не знаешь кто предал, оглянись, он рядом», «Если тебя предали один раз – это вина предателя; если дважды – это твоя вина».
– Думаю, мне более всего импонирует первый афоризм. Ведь действительно, тот, кто ищет предателя в окружении своего противника, не станет доверять этому неверному человеку, что вполне логично и правильно. Обычно от предателей, сослуживших службу, стараются побыстрее избавиться как от неблагонадёжных и опасных свидетелей, поскольку нет никаких оснований полагать, что завтра они сохранят верность тем, кому оказали услугу сегодня.
– В этом году брестчане отметили 75-ю годовщину обороны Брестской крепости. Из 8 000 солдат и офицеров, вынужденно попавших в окружение на территории крепости, около 2000 сдались в плен. Можно ли их безусловно обвинять в предательстве после страшного «красного террора», «коллективизации», «ГУЛАГА»? Человек ненавидит власть, которая сознательно и жестоко уничтожала его род, труд его рода. Мой вопрос не праздный: прадед Тимофей («кулак» из Гомельской области отсидел в Соловках 10 лет в конце 20-х начале 30-х гг.). Мой дед по материнской линии Василий, сын Тимофея, честно погиб как солдат Советской Армии в 1944-м году на Западной Двине под Витебском. Хотя тоже имел основания…
– Ярлык предателя можно легко пришить кому угодно, достаточно и самого незначительного повода. Но, встаёт вопрос: нужно ли это делать? Не лучше ли оставить этих 2000 человек на суд Божий? Я уже говорил о том, что судить о войне и поступках людей, попавших в её пекло более или менее справедливо могут лишь те, кто сам побывал на поле брани, видел смерть лицом к лицу и пережил все ужасы военных действий. Часто бывает так, что человек попавший в экстренную ситуацию, находясь в состоянии аффекта начинает вести себя совершенно неординарно, при этом сам поражаясь своему поведению. А возможно, это действие было единственно правильным решением в тот момент: пойти на подобную жертву, для того, чтобы спасти жизни своих родных и товарищей, или же просто выиграть время, мы не знаем. Значит, и судить справедливо не можем.
Что же касается отношения к власти, то люди по-разному относились к политике большевиков и коммунистов. Кто-то искренне приветствовал действия нового правительства с восторгом, кто-то из страха лебезил перед начальством и пел дифирамбы советской власти, кто-то тихо её ненавидел, а кто-то при малейшей возможности становился в оппозицию и активно противодействовал руководству СССР. Особенно ярко эта поляризация выразилась в годы Великой Отечественной войны. И каждый при этом считал, что он прав и действует, и борется во благо Родины.
Безусловно, имела место и чёрная человеческая месть за несправедливое отношение правящего класса, подогреваемая накопившимися обидами. Кто прав? Кто виноват? Опять же, не нам судить. Но, когда страна в опасности, граждане государства должны отлагать все свои обиды, какими бы сильными они не были, и сплотившись плечом к плечу со своими соотечественниками-обидчиками встать на защиту родной земли. В этом отношении, очень разительный пример подало священноначалие Русской Православной Церкви в первый день Великой Отечественной войны в лице тогдашнего местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского). Когда 22 июня 1941 года без объявления войны немецко-фашистские войска вторглись в пределы СССР (это был воскресный день, Неделя вторая по Пятидесятнице, совершалась по обычаю память всех святых в земле Русской просиявших), то митрополит Сергий без малейшего колебания в этот же день обратился с знаменитым Посланием ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором призвал православный народ встать на защиту Отечества. И это после того, как советская власть в 20 – 30-ые годы физически уничтожила миллионы христиан, верующих людей, священнослужителей, монахов и монахинь, закрыла все до единой обители и духовные школы, разрушила более 90% церквей и соборов, нанесла непоправимый ущерб Церкви Православной.
В 1939 году И. В. Сталин объявил последнюю безбожную пятилетку, во время которой обещал закрыть последний храм в СССР, посадить за решетку последнего попа. Но, не смотря на эти ужасающие по своим масштабам злодейства сталинской антирелигиозной политики, предстоятель Русской Церкви призывает не радоваться нападению немцев, пришедших «спасать» Православие от насилия красного террора и Ленина-антихриста, а вступив в ряды Красной армии вместе со своими узурпаторами защитить Родину от захватчиков. Что мы видим? Забыты и прощены все обиды нанесённые Церкви властями и православные люди вместе со своими гонителями-безбожниками в одном окопе, полагая жизни друг за друга, вместе сражаются с общим врагом. Считаю, что этот замечательный пример Русской Православной Церкви достоин подражания.
– Отец Виталий, нижний храм в Брестской крепости освящен в честь мученика Иоанна Воина. Давайте наш разговор завершим именно примером его жизни и его подвига.
– Святой мученик Иоанн Воин жил в IV веке и служил военоначальником при византийском императоре Юлиане Отступнике (годы правления 361-363). Отступником Юлиан прозван потому, что он отступил от истинного Бога и хотел распространить в своем государстве язычество, в отличие от его предшественника, императора Константина Великого. После 40-летнего процветания христиане снова стали гонимы за веру.
Иоанн был тайным христианином. Однажды император отправил своего военоначальника для уничтожения христиан, но Иоанн вместо того, чтобы преследовать, помогал им: «...Одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просили у него помощи, давая им всё то, в чем они нуждались», – описывает житие Иоанна Воина святитель Дмитрий Ростовский.
Когда императору донесли о том, что Иоанн – христианин, Юлиан Отступник очень разгневался. Иоанна заточили в кандалы и повезли для разбирательства. По дороге в Константинополь святой смиренно переносил мучения и издевательства стражников. В это время в городе императора не было: Юлиан отправился в поход против персов и Иоанна Воина бросили в тюрьму, где он претерпел страшные лишения и муки. Ко всему прочему святого мучили сомнения, не лучше ли сделаться язычником. Но всё же он продолжал уповать на Божию помощь и молился: «Господи, ты видишь, как я немощен и слаб; ум мой колеблется сомнением; поддержи меня, укрепи меня в совершении заповедей Твоих. Я паду, если Ты не придешь мне на помощь», – молился Иоанн.
Император Юлиан погиб в походе на Персов, а его место занял ревностный христианин Иовин. Христиан, в числе которых был Иоанн, освободили.
Беседовал Геннадий Левчук
• • •
Молитва Иоанну Воину:
О, великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Услыши нас в бедах и скорбях молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и поборством по нас посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы Своя получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.