konashukМы беседуем с настоятелем Свято-Петро-Павловского храма с.Косичи Брестского района иереемАлександром Конашуком.

– Отец Александр, во-первых, на ваш взгляд, что такое «ругательное» слово, что такое «мат»? Господь говорит: «…кто же скажет брату своему: “рака” (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). Понятно, что дело тут не в словах, а в том, какой смысл в них вкладывается, не так ли?

– По замыслу Творца, человек сотворен для того, чтобы своими делами и поступками прославлял свой Первообраз, тем самым, стремясь к внутреннему совершенству. Сквернословие, матерщина, срамословие – это словесный грех, наряду с ложью и клеветой. С точки зрения Церкви – сквернословие смертный грех. Само название порока показывает, что он оскверняет то, что входит в сущность человеческой души – слово… «Злоречивые Царства Божия не наследуют», – учит апостол Павел. И он же призывает христиан: «никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе» (Еф.4,29). Слово должно приближать человека к Богу, а не удалять. Вот и смысл слова.

– А откуда вообще это: что, взгрустнув, расстроившись, или ещё что-то, нужно обязательно что-то грязное сказать? Почему бы, например, не ущипнуть себя, почему бы песню не поорать, не постучать себя чем-нибудь по лбу и т.д. и т.п.?  Чем можно объяснить такое обыкновение – ругаться? Нельзя же всё сваливать на традицию какую-то?

sergii– Отец Сергий, в прошлой беседе мы говорили с Вами о человеческих страстях, грехах. Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстной седмицы. Скажите, почему она так называется и связано ли это с человеческими страстями?

– Название эта неделя получила от молитвенного переживания Церковью в эти дни страданий Христовых за грехи человеческого рода.  Славянское слово «страсть» означает, прежде всего, страдание.  Страдания Иисуса Христа, закончившееся Его крестной смертью не связаны с греховностью или страстностью человеческой природы, так как Христос был безгрешен.  

Богослужение Церкви в эти дни говорит о непорочных страстях Христовых: голоде, жажде, усталости, боли, смертных муках. Когда речь идет  о подвиге мученичества, страсть будет означать страдание, мучение, телесную или душевную боль.  Арест, суд, бичевание и распятие – кульминационный момент Страстей Христовых, принесших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни.

– Каждый из дней Страстной седмицы именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. В чём суть этого величия?

– «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется страстная седмица Великой не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

evfrosiniaМы беседуем с игуменией Спасского женского монастыря г.Кобрина матушкой Евфросинией.

– Матушка Евфросиния, мы достаточно много знаем о женах-мироносицах из духовных книг, из газет, журналов, из проповедей на службах. Но они жили две тысячи лет назад. А есть ли возможность современной женщине уподобиться им (по делам, по жизни и т.д.)?

– По сути, не так-то уж и много мы о них знаем. Даже имена не всех. Логично было бы ожидать, что на защиту Христа бросятся ближайшие ученики – апостолы. Но вышла не очень хорошая ситуация: те, кто, по идее, должны были являть пример верности, любви и самоотверженности, ушли от Христа, боясь за собственную жизнь.

И вдруг в Его земной жизни на передний план выходят люди, которые все остальное время как бы находились в тени. Это несколько учениц-женщин, о которых в немногих словах упоминают Евангелисты, и двое знатных мужчин – Иосиф из Аримафеи и Никодим, которые именно теперь открыто показали себя учениками Христовыми, проявили мужество и верность Господу.

Не оставили Христа и слабые женщины. У них не было права голоса в Синедрионе, не было оружия, чтобы защитить Учителя. Все, что они могли сделать – это показать Ему, что в час Своих Страстей Он не один, что есть те, кто всеми силами своего сердца поддерживает Его и остается верен Ему, несмотря ни на что. Как во время земной жизни Иисуса Христа эти благочестивые женщины сопровождали своего Учителя в Его странствиях и всячески служили Ему, так и теперь они стояли поодаль от Креста и, как бы ни было тяжело видеть страдания Распятого Сына Человеческого, до самого последнего мгновения не уходили.

sheykoМы сегодня поговорим о внимании при молитве.Наш собеседник – настоятель прихода храмаСвятых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских д. Святица Ляховичского р-на о.Сергий Шейко.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

– В духовной практике (при молитве, чтении духовной литературы и др.), как правило, для большинства людей не удается добиться максимальной концентрации внимания. Отец Сергий, означает ли это, что плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными, а еще хуже, – бесполезными? Ведь благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом. У человека было искреннее стремление, потрачено и время, и усилия, даже нервы, а результат нулевой. Обидно как-то.

ioannОтветы Епископа Брестского и Кобринского Иоанна газете «Духовный Вестник» к 10-летию служения на Брестской кафедре.

– Ваше Преосвященство, сколько было в Брестской епархии храмов и монастырей к началу Вашего служения на Брестской кафедре и каково сейчас?

– В 2002 году Брестская епархия насчитывала 163 прихода, на сегодняшний день их 196 (+ 33). В них совершают свое служение 205 священнослужителей. Создано 10 профильных епархиальных отделов (по противодействию наркомании и алкоголизму; по религиозному образованию и катехизации; по взаимодействию с вооруженными силами, пограничными войсками и МВД; по работе с заключенными; по работе с молодежью; социальный, миссионерский, информационный и паломнический отделы, отдел по работе с казачеством).

Десять лет назад в епархии существовало всего 3 сестричества милосердия с 50-ю сестрами. Сейчас их насчитывается 42, в них несут послушание 614 сестер. За эти годы создано 23 молодежных братства, насчитывающих 710 братчиков. Начали действовать молодежно-патриотический клуб и фонд «Открытое сердце». В воскресных школах епархии обучается около 7.000 человек. Издается 2 епархиальных и 14 приходских периодических изданий, открыто 2 епархиальных и 7 приходских интернет-сайтов. Успешно осуществляет свою деятельность Диаконический центр.

На территории епархии в 2002 году было 3 монастыря – 2 мужских и 1 женский. С 2010 года начато возрождение одной из древнейших обителей Беларуси – Спасского монастыря в г. Кобрине. Сейчас он действует как женская обитель.

krasko1... и Достоевского будем изучать по комиксаи.

Гость «ДВ» – Александра Красько. Она – журналист Брестской студии телевидения, трехкратныйобладатель премии «Телевершина» и первый представительот Беларуси на фестиваль «Тэфи-Содружество».

– Александра, вы, несмотря на молодой возраст, отмечены рядом наград районного и центрального телевидения РБ. Вопрос, возможно, не совсем обычный. Тщеславие, согласно православной вере, – один из смертных грехов. Но мне думается, что на некотором этапе человеческой деятельности оно как раз и стимулирует эту его деятельность. Например, делая работу, человеку важно знать мнение людей о результате своей работы. Достаточно короткого «Неплохо!» от уважаемого и авторитетного профессионала – и настроение совсем другое. А дальше по возрастающей. Имеется в виду качество производимого продукта.

– Насчет того, чтобы использовать тщеславие как стимулятор, – я резко против. Это может быть просто одним из критериев хорошо сделанной работы. Столяру важно, чтобы его стулья были удобными и не ломались. Но он обычно и так знает, какого качества его продукт: какую использовал древесину, насколько усердно забивал гвозди. А для творчества одного усердия мало. Иногда на отличном материале, после долгих лет работы может получиться программа, которую не смотрят. Это как стул, на котором не сидят. Поэтому любой отклик ценен – и хороший, и плохой. Хотя хороший, конечно, приятнее…

sergiiНа Тивериадском озере было много рыбаков, но Христос сказал: «Иди за Мною» только сынам Заведея. И они, оставив и сети, и отца, последовали за Ним. Многие мытари встречались на пути Господа, но лишь к Матфею обратился Он: «Иди за Мною». Мытарь бросил всё и пошёл за Христом. Мы много знаем примеров, когда будущие знаменитые святители, праведники, священники и т.д. приходили в Церковь уже в раннем детстве (тянуло их туда), другие – несколько позднее. Но мы не знаем цели, по какой Бог призывает людей для служения Ему. Да и каждое призвание индивидуально и всегда неповторимо, и очень личностно.

Иногда оно внезапно, как случилось это со св. Павлом по дороге в Дамаск. Иногда приходит через другого человека – ап. Андрей приводит к Господу своего брата Симона. Иногда приходит оно через красоту и гармонию мира (многие учёные и исследователи так пришли к вере). А бывает, что приходит оно через неудачи, беды и страдания, когда, казалось бы, что всё в этом мире не в радость, но следует невидимая «подсказка», которая всё в корне меняет.Разве может кто сосчитать эти пути и способы, которыми призывает Господь к служению?

– Отец Сергий, есть призвание к духовному сану? А как это получилось у вас?

– Призвание есть. И главный критерий призвания к духовному сану - любовь к храму и богослужению. Определяющим моментом на этом пути - является внутренний Божественный призыв. Человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6, 1). Что касается лично меня, то,  я воспитывался в семье священника, видел пример отца, который   сумел вдохновить своих детей на следование по своему пути.

tsapkovСобеседник «ДВ» – Валерий Цапков, майор запаса, службу проходил в ВДВ,1984-1986 – в Афганистане, награжден орденом "За службу Родине" 3-й степени.

– Валерий Владимирович, вопрос, что называется, в лоб: говорят, что на войне атеистов не бывает. Как минимум, в случае опасности человек произносит: «Господи, спаси!»

– То есть кратко: есть ли Бог на войне? Говорят, правда, ещё по-другому: у нас все верующие, только одни верят в Бога, а другие в то, что его нет. Наверное, на войне это соотношение меняется. Опыт Великой отечественной войны всем известен. А вот что видел я? За моей спиной относительно мирная служба в десантных войсках, в том числе два совсем не мирных года в Афганистане. Становились ли верующими на боевых действиях – судить достоверно не могу. Это дело интимное. В бою или в других испытаниях человеку свойственно искать точку опоры.

Вспоминаю один забавный эпизод, который к опасности отношения не имел, а вот к вере – вполне возможно. Это было на первом году лейтенантской службы. По выходным десантникам выдавали на завтрак вареные куриные яйца. И вот – Пасха.

В нашей полковой столовой на довольствии стояли почти тысяча человек. Представьте себе процедуру варки яиц: огромный котел, в который они аккуратно закладываются, заливаются водой… И вот, дежурный по полку и его помощник, заступая в наряд на сутки, получают наказ от замполита полка: “Закладку яиц и варку проводить под контролем офицера. Чтобы луковой шелухой не покрасили яйца всему полку…”Говорили, что однажды, давным-давно, это случилось в одном из полков.

sheykoНаш собеседник – настоятель прихода храмаСвятых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских д.Святица Ляховичского р-на о.Сергий Шейко.

– Отец Сергий, Великий канон преподобного Андрея Критского занимает особое место в корпусе современных богослужебных текстов и по древности, размеру и стилистике заметно отличается от них. Кто такой прп. Андрей Критский и какова краткая история его Канона?

– Вы очень точно сформулировали вопрос – прежде, чем говорить о каком-то произведении, следует понять то, кем является его автор. Образ преподобного Андрея Критского помогает нам определить, почему он написал именно покаянный канон и почему именно это духовное произведение заняло первое место в богослужениях Великого поста.

Преподобный родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. Из его жития известно, что до семи лет он был немым, но Господь дал исцеление после Таинства Причащения. Уже из этого краткого житийного эпизода мы видим причастность преподобного с раннего детства к Таинствам Церкви.

В возрасте 14-ти лет он стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Будущий святой оказался примером для подражания среди окружавших людей. Его ценили не только за мудрость и ум, но и большую добродетельность, которая, немного позже, стала проявляться в Константинополе, где преподобный возглавлял Дом для сирот. Кстати, его песнопения рождались именно в этот период. А в дальнейшем он стал занимать епископскую кафедру острова Крит, где прославился не только как творец богослужебных текстов, но и основатель множества храмов и приютов для стариков и сирот.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".