vadimСемья – это зачастую спрятанный от наблюдения извне мир, наполненный сложными взаимоотношениями, собственными традициями и правилами. В той или иной степени семья влияет на каждого ее члена, но особенно – на детей. Благодаря семье дом – это не просто помещение, а место, где любят, ждут, понимают. А семейное воспитание способствует формированию большинства личностных качеств маленького растущего человека.

Наш собеседник – клирик Рождественского храма г.Бреста протоиерей Вадим Володкевич.

– Отец Вадим, есть современные принципы воспитания детей в современном обществе. Давайте их разберем с точки зрения православного воспитания. Где-то, скорее всего, будут совпадения, а где-то и нет. Итак: под пунктом А – гуманное и милосердное отношение к меньшему члену семьи.

– Этот пункт не случайно первый. Существует, к сожалению, в некоторых семьях так называемое авторитарное воспитание. Здесь родители чрезмерно строги, требовательны, что часто выражается запугиванием, навязыванием исключительно своей точки зрения. Каков возможный результат? У ребенка развивается чувство незащищенности, чувство неполноценности, даже боязни своих родителей. Безвольность, чувство затравленности, усиленно развивается лень, двуличность: угодить (не злить) родителям, чтобы избежать наказания. Далее – неискренность, грубость, агрессия, а то и полное безразличие к жизни, ведь ребенок утверждается в мысли, что его не любят, а значит и весь мир такой, на который можно выплеснуть всю накопившуюся злобу... Нет простой любви к ребенку со стороны родителей. Для них цель (если она есть, конечно) – воспитать это существо, эту свою собственность, как они считают, под себя, под свои запросы. Скорее всего, может случиться беда. Это лишь вопрос времени.

Поэтому, если вы за гуманное и милосердное отношение к меньшему члену семьи, то категорически избегайте авторитарного воспитания.

– Следующий пункт Б – привлечение ребенка к совместной деятельности.

 – Родители являются первыми, у которых кроха заимствует социальный опыт. Подражая взрослым, ребенок перенимает способность общаться с другими людьми, впитывает в себя общепринятые правила и нормы. Очень важно, чтобы родители демонстрировали достойный пример своим детям. Если взрослые требуют от малыша того, чего не делали сами, то теряется авторитет родителей. Работа-диван, понятно, не самый лучший пример. А вот совместная работа по дому, на даче, полезный отдых (путешествия, прогулки, выставки и т.д.), взаимопомощь между родителями и участие в этом детей – другое дело. Совместное чтение полезных книг, фильмов, мультфильмов с дальнейшим их обсуждением – это то, что позитивно скажется в дальнейшем. И в церковь не забывайте регулярно вместе ходить. Сотрудничайте с радостью.

– В: доверительные и оптимистичные отношения с ребенком.

– Это можно было бы объединить с пунктом Б, поскольку правильное выполнение пункта Б плавно переходит в пункт В.

– Более сложный пункт Г: последовательность требований. Полагаю, что речь идет и о наказаниях, как причинно-следственной связи.

– Да. Кроме вредного авторитарного стиля воспитания, есть, так называемый, попустительский стиль в воспитании детей. Он не менее опасный, чем авторитарный. Это всепрощение и абсолютная терпимость к любым детским выходкам, которые диктуются чрезмерной любовью к своему чаду. При этом ребенок не знает, что такое дисциплина и ответственность.

В погоне за ответной привязанностью малыша родители часто не замечают, что их любимое чадо становится двуликим и расчетливым эгоистом, который отлично справляется с «подыгрыванием». С социальной точки зрения приоритетность этого стиля среди других типов воспитания – довольно опасный выбор, так как ранняя самостоятельность принесет ребенку чувство одиночества, ощущение недостатка внимания и любви.

Опять-таки, повторюсь, но очень важно, чтобы родители демонстрировали достойный пример своим детям. Чтобы ребенок не бунтовал, слыша очередное требование, нет необходимости использовать жесткие приказы. Достаточно ценить семейные традиции, вместе поддерживать порядок, уважать друг друга. Каждый член семьи должен знать свои обязанности, будь то папа, мама или малыш.

Требования к ребенку и их невыполнение предполагает наказание. Корень слова наказание – наказ. То есть постоянный урок жизни со стороны родителей. Попустительский стиль – стиль без-НАКАЗ-а. А как без уроков жизни: что такое хорошо, а что такое плохо? Как же без наказания. Но нужно постоянно помнить, что pебенок, не бyдyчи совеpшенством, не может не огоpчать любящих его. Поэтому наказывать нужно, но не за счет любви. Он должен четко осознавать, за что его наказывают. Как ни странно это прозвучит, но при правильном отношении к наказанию, ребенок не будет его бояться, поскольку знает, за что его наказывают. И еще: наказали и простили. И еще: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.  И еще: не лишайте заслуженной похвалы (да, он сегодня набезобразничал, но сегодня же помог больному, защитил слабого). И еще: никогда не отнимайте у ребенка в знак наказания подаpенного вами или кем бы то ни было. Можно отменять только наказания. И еще: что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно воспpиниматься pебенком как тоpжество силы взрослого над его слабостью, как yнижение. Если pебенок считает, что мы неспpаведливы, наказание подействyет только в обpатнyю стоpонy!

И опять-таки еще: если ребенок видит, что родители не особо сомневаются в присвоении чужого – он тоже будет это делать, то есть воровать. Если родители неискренни друг с другом – это тоже может оказаться нормой для ребенка, то есть он будет склонен ко лжи. Если в семье постоянные ссоры, скандалы, то огромная вероятность, что в будущем он не создаст свою полноценную и крепкую семью, поскольку в голове отложится, что семья – это дискомфорт, ругань, насилие и т.д. Тут можно предложить разные варианты. Пример родителей – вот основа воспитания. И тут уж как ребенку «повезет» с родителями.

– Отец Вадим, у нас часто виновницей считают школу. И соцпедагоги, и классные руководители, случается, получают разного рода нагоняи от проверяющих организаций если чего вдруг случится.   

– Есть ошибки и в школе. Людям свойственно ошибаться. И все-таки главная ответственность за воспитание – на родителях. Из родного дома дети несут свое настроение в школу. Порой такое принесут, что диву даешься, как учитель себя в рамках держит. Хотя, повторюсь, по-разному случается:  и учитель бывает не прав. Но если воспитано уважение к труду, и своему и чужому, то конфликты между детьми и учителями сводятся к минимуму. Со стороны учителя – интересная подача материала, чтобы увлечь темой или предметом. Плюс к этому все та же ясность для ребенка в требованиях со стороны учителя. Уважение должно быть к молодому человеку.

– Вы, отец Вадим, как предчувствовали пункт Д – уважение к ребенку.

– Ну, опять-таки, если… Если малыш видит уважение вокруг себя – он научится уважать. Если же в жизни ребенка изобилует насилие и страх – он возненавидит себя или окружающий мир. Частые крики в доме притупляют его способность слышать и слушать. Если от ребенка постоянно что-то требовать на повышенных тонах, он может «отключиться» и перестать реагировать на призывы взрослых. Дети слышат взрослых в том случае, если взрослые слышат детей.

Наши дети нуждаются в помощи, однако их не нужно полностью ограждать от трудностей и проблем, которые необходимы для полноценного развития. Сложности в жизни нужно учиться преодолевать, ведь они помогут малышу стать сильнее.

Если ваше чадо плохо себя ведет – это признак нежелания подчиняться требованиям взрослых. И не нужно сразу набрасываться на него с претензиями, а еще хуже, угрозами серьезного наказания.  Светские психологи в этом случае предлагают формулу: сколько ребенку лет, столько минут ему нужно для осознания сложившейся ситуации (три года – три минуты, десять лет – десять минут). После такой кратковременной передышки малыш возвращается в состояние, изначально заложенное в маленьком человеке, – приносить радость родителям. А родителям вместо угроз в сторону ребенка Православие предлагает Иисусову молитву, что очень эффективно и душе полезно. Но тут нужна тренировка, чтобы вместо окрика успеть начать произносить в уме спасительную молитву.

Если ребенок плохо себя ведет, то, скорее всего, он хочет обратить на себя внимание, которым родители его обделяют. Может быть, у него сложная ситуация сложилась, он нуждается в подсказке. Тогда отдайте ему любое количество времени на разрешение проблемы. Но не нужно давать при этом сразу готовых рецептов. Поговорите доверительно. Разрешите проблему совместно.

Дитя – это зеркало, отражающее любовь. Если окружающие одаривают его своей любовью, он возвращает ее. Если же ему ничего не достается, то и возвращать нечего. Сами задайте себе вопрос: а хотите ли вы помочь ребенку? Если да, то избирайте при воспитании ребенка лишь то, что соответствует слову ЛЮБОВЬ.

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2017 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 0,93 руб., на 3 месяца – 2,79 руб., на полгода – 5,58 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".