vino2В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками. Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».

Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.

Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".

Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).

cvety3Если правда, что начало дня определяет всё его дальнейшее течение, то неудачно сложившееся для Светланы Анатольевны утро понедельника предвещало ей только неприятности. Автобус пришёл раньше обычного, и Светлана Анатольевна, подбегая к остановке, успела рассмотреть лишь его сигнальные огни вдалеке. Расплачиваясь за проезд в маршрутном такси, она обронила кошелёк и второпях так и не смогла собрать рассыпавшиеся деньги. Попытка сократить путь дворами обернулась неприятной необходимостью преодолевать бесконечные лужи и непролазную грязь.

Педсовет в методическом кабинете подходил к концу. Директор детдома Людмила Павловна гневным взглядом проводила Светлану Анатольевну, крадущуюся к свободному стулу. Упрекать опоздавшую не имело смысла. Тема заключительного выступления директора перед педколлективом и без того могла сразить намертво любую слабонервную воспитательницу.

– К нам едет комиссия из министерства, – мрачно сообщила Людмила Павловна.

Комиссию в детдоме ожидали давно. Известие о скорой встрече с нею погрузило методкабинет в зловещую тишину.

– Я им предоставлю списочный состав моих детей, – решилась, наконец, несмело заметить Надежда Николаевна из группы “ Грибок”, – самый мягкий диагноз – “ЗПР”.

pamyatnik2В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть. Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.

У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.

Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди. Будто увидела что-то, внезапно поразившее ее. Батюшка выпрямился, выжидательно глядя на женщину. Она продолжала стоять неподвижно. Через минуту-другую резко повернулась и быстро пошла к выходу из храма, почти побежала. Я успел увидеть заплаканное лицо, глубокие серые впадины под глазами, отчетливо видные, потому что все лицо, бледное да еще припудренное, выглядело особенно белым.

Священник подозвал меня к себе и тихонько сказал:

– Подите узнайте, что с ней.

uchit2Тогда сказал ему Пётр: Господи!
к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Лк. 12, 41.

В литературоведении под притчами изначально понимался короткий иносказательный рассказ с нравственным поучением. В ХХ веке появились романы-притчи, драмы-притчи. Притче в традиционном понимании не важны место и время события, особенности характера героев; для неё главное – само назидание.

В Библии притчи встречаются как в Ветхом Завете (Притчи Соломона), так и в Новом (в Евангелиях). Но если Соломон в них говорит о повседневной бытовой и ритуальной практике, то евангельские притчи на знакомых людям жизненных примерах повествуют о вечном. Составной частью ряда притч в Евангелии является их толкование. Где его нет, очевидно, ставится цель подвигнуть слушателя и читателя к собственному размышлению, внутреннему труду, поиску.

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано <…>; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат <…>, ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 10-15).

ingush2Вайнахі – група родасных народаў Каўказа. Да іхняга ліку належаць:

- чачэнцы (саманазва нохчый);
- інгушы (галгаі);
- кісцінцы (часам іх умоўна называюць грузінскімі чачэнцамі);
- бацбійцы (саманазвы бацой, бацбі).

Словы “вайнах” або “вейнах” паходзіць ад іхніх слоў “вей нах” – наш народ. Так яны адрозніваюць сябе ад іншых горскіх народаў. Згодна ўласнага падання, з’яўляюцца найстаражытнейшым карэнным народам Каўказа. Некалі мелі правіцеля з імем Каўказ, якое потым стала назвай цэлага рэгіёна.

У ХІІ ст., калі Грузіяй правіла царыца Тамара, сярод вайнахаў дзейнічала грузінская хрысціянская місія. Але ўжо ў ХІІІ ст. Грузія пала пад націскам войскаў Чынгісхана. Місія спынілася і вайнахі вярнуліся да язычніцтва. У XV-XVI стст. на іхнія землі стаў пранікаць іслам.

Як помнікі хрысціянскай місіі ў сучаснай чачэнскай мове прысутнічаюць словы “Бибал” - Біблія, “жІар” [жаар] – крыж (па-грузінску “джвары”), “керста” – хрысціянін, “килс” – царква (груз. “эклісі”). Падабенства прысутнічае таксама ў назвах некалькіх дзён тыдня на чачэнскай і грузінскай мовах.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2016 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 0,85 руб., на 3 месяца – 2,55 руб., на полгода – 5,1 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".