sergii– Отец Сергий, в прошлой беседе мы говорили с Вами о человеческих страстях, грехах. Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстной седмицы. Скажите, почему она так называется и связано ли это с человеческими страстями?

– Название эта неделя получила от молитвенного переживания Церковью в эти дни страданий Христовых за грехи человеческого рода.  Славянское слово «страсть» означает, прежде всего, страдание.  Страдания Иисуса Христа, закончившееся Его крестной смертью не связаны с греховностью или страстностью человеческой природы, так как Христос был безгрешен.  Богослужение Церкви в эти дни говорит о непорочных страстях Христовых: голоде, жажде, усталости, боли, смертных муках. Когда речь идет  о подвиге мученичества, страсть будет означать страдание, мучение, телесную или душевную боль.  Арест, суд, бичевание и распятие – кульминационный момент Страстей Христовых, принесших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни.

– Каждый из дней Страстной седмицы именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. В чём суть этого величия?

– «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется страстная седмица Великой не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...» Интересно следующее сравнение: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Храм в эти дни попеременно представляет собой, то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Поэтому, кто посещает богослужения в храме в дни Страстной недели, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Безусловно, это Великое шествие.

– Читал, что нужно усилить пост в эти дни, подумать, как лучше организовать жизнь своей  души в это великое спасительное время. Но ведь у каждого трудоспособного человека есть так называемая «государева работа», то есть на государство, на общество. Как это совместить?

– Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы «государева работа» не стала оправданием нашей лени и теплохладности в отношении духовного подвига в  дни Страстной седмицы. Ради любви к Богу человек будет стремиться в любое время и в любом месте,  сохранять  внутри себя мирный дух и воздержание всех чувств. Как это  сделать? Каждый решает сам. Нужно исключить из своей жизни все, что помешает прийти к Пасхе с чистой душой. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться». Кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего. Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему, а значит своей бессмертной душе.  

– Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, – то… Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов) (1911-1978). Он как-то говорил прихожанам: «Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет». А что, отец Сергий, вы обычно говорите на проповедях в эти дни?

– Что-то подобное, но не так категорично. Дни,  безусловно,  особые. Святая Церковь призывает нас оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, чтобы в них отражались все страдания Христовы. Поэтому,  главное – по возможности побывать на службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды и пройти  скорбный путь с Господом.  Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Заслуживает внимания опыт протоиерея Владимира Воробьева, ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: «Я могу сказать по своему опыту: во время жизни при советской власти я всеми силами старался освободиться от работы на это время, и мне это обычно удавалось. Нужно любыми способами договориться, попросить кого-то подменить тебя, чтобы побыть хотя бы на главных службах. Я вижу, что сейчас люди так же делают — стараются позаботиться заранее, как освободиться от работы, чтобы побыть на службах. Думаю, что если это невозможно, то это большая потеря. Конечно, все люди не могут одновременно все бросить и пойти в храм, чтобы все остановилось. Но есть много людей, которые пока  не стремятся к этому, не ходят и не верят. Всегда есть реальная возможность подмениться». Но даже при посещении всех богослужений, можно не встретить Воскресшего Господа. В жизни каждого будут предпасхальные  приготовления: забота о подарках, пасхальные разносолы, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но это не  должно стать главным.   Корзинка с продуктами не должна заслонить собой, ни с чем не сравнимое событие Христова  Воскресения.    

– В Великую субботу, мы продолжаем готовиться к встрече величайшего события: идём в храм и слышим  звучащие в Церкви слова «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничто же  земное в себе да помышляет…». Сосредоточенное молитвенное молчание – вот, что главное в эти дни для тех  кто сострадает Христу. Быть рядом с Господом в Его боли, не смотря на расстояние, отделяющее человека на  работе от храма. Вот пример сострадания. «Когда у одного старичка умерла жена, мальчик подошёл к нему и сел на колени. Мама спросила, как ты утешил того человека, что ты ему сказал? Ребёнок ответил: «Ничего. Я просто  помогал ему плакать». Этот ребёнок просто был рядом. Каждый год в режиме реального времени мы  становимся свидетелями того, как Господь добровольно ради нас принимает мучение. И не зависимо ни от чего  мы можем быть с Ним всегда рядом. И в дни страдания и в дни торжества жизни.

– Этот рассказ дает исчерпывающий ответ на ранее поставленные вопросы о невозможности из-за мирских забот  послужить Господу в Его страданиях, о продуктовых корзинах, за которыми многие не видят самого главного-  Воскресения Христова и предшествующих этому событию страшных мук и позорной смерти на Кресте Богочеловека.  Знаете, очень часто полезно спрашивать мнение детей и их взгляд на происходящие события. Мы, взрослые, так  увлекаемся своими проблемами, что очень часто не можем адекватно реагировать на сигналы своей души. А детям  Господь дает светлый ум и здравое рассуждение, для того  чтобы взрослые могли увидеть происходящее вокруг них  светлым взором чистой души ребенка.  

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,03 руб., на 3 месяца – 3,03 руб., на полгода – 6,06 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".