shevcovКраткая беседа с настоятелем Свято-Петро-Павловской церкви прот. Георгием Шевцовым, г.Берёза.

– Отец Георгий, такой короткий и конкретный вопрос к Вам: нужна ли книга в современном мире?

– Иногда приходится слышать: «Книги уже устарели». Такое мнение страдает иллюзией. Современный человек пытается заменить натуральное дерево пиломатериалами, пластиком, новейшими строительными сплавами, но всё равно все прекрасно понимают – натуральное дерево нельзя ни с чем сравнить.

– Ежегодно на нашей планете исчезают некоторые виды животных и растений. А может ли однажды из нашей жизни исчезнет книга? Вопрос не совсем праздный. На рубеже XXI века появился совершенно новый вид книги – электронный. В устройства можно «закачать» внушительный объем разного рода литературы. Можно не только читать электронный вариант книги, но и слушать сам текст.

– В наше время технического прогресса в жизнь человека вошла электронная книга. Это, с одной стороны, удобно: мы можем, не затрудняя себя, найти тот или иной интересующий нас текст, получить ту или иную информацию, даже прослушать её. Однако нужно признаться, – электронный текст страдает безликостью, у неё как бы нет души. В ней мы не можем карандашом подчеркнуть важную мысль, закладкой быстро открыть нужную страницу и ещё раз напомнить для себя изречение того или иного святого отца. Печатная книга всегда с нами, с ней постоянно происходит живое общение. Она дышит благодатью и этот факт неоспорим.

davydovaГость «ДВ» – Давыдова Жанна Казимировна, педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и воспитания, 20 лет рабочий стаж.

– Жанна Казимировна, что такое социопатия? Зачем вводить новые термины, разве раньше проблем в воспитании детей не было?

– В лексике современного человека часто можно встретить слово психопат. В профессиональных кругах психотерапевтов, психиатров, психологов кроме этого термина можно встретить и другой термин – социопат. Те, кого можно отнести к данной группе людей характеризуются сложным характером. В случае с психопатами нарушения объясняются врожденными факторами, а социопатию порождают неблагополучные условия жизни и воспитания. У них много проблем с общением. С ними трудно найти общий язык. Вопрос об увеличении количества социопатов остается открытым.

Очевидно, что засилие компьютеров, игровых автоматов, мобильных телефонов, интернета в жизни детей и взрослых негативно отражается на социальном интеллекте, так как естественное взаимодействие подменяется вымышленным, в котором все построено на желании играющего. Умение выстраивать отношения с другими на основе уступок, сочувствия, отказа, просьбы не формируется. Социопат надиктовывает свой сценарий действий, если с ним не соглашаются – реагирует бурно, даже буйно реакциями агрессии, истерии или крайней пассивностью, уходом в себя. Основной целью в его жизни становится удовольствие любой ценой. К сожалению, родителей больше волнует развитие познавательной сферы, нежели развитие личности ребенка.

konuhov«Я с детства знал, что в 50 лет стану священником, но опоздал на 8 лет». Размещаем фрагмент пресс-конференции с путешественником.

– Мне очень приятно приезжать в Белоруссию. Моя юность прошла в городе Бобруйске, где я учился в художественном училище, и я всегда ищу возможность побывать здесь, любыми путями. В Минск я приехал по приглашению отцов Владимира и Валерия, которые планируют построить храм Богоявления. Это не просто мечты, не просто желание - храм уже строится. Уже есть колокольня, привезены колокола из Воронежа.

Когда я узнал об этом труде моих друзей, коллег, моих братьев, я не мог оставаться в стороне и приехал в Минск, чтобы помочь им всем, чем смогу – не только физически, не только морально, не только духовно, но и материально. Я взял с собой 40 картин, которые отобрали отец Владимир и отец Валерий. Я особенно хотел показать свои работы здесь в Беларуси, потому что здесь мои друзья, мои однокурсники. У меня уже было много выставок, но в Беларуси это первая.

Для чего я здесь? Я надеюсь, что мы с Божией и вашей помощью построим этот храм. Как говорится «На Бога надейся, а сам не плошай». Конечно, хотелось бы, чтобы стройка не растянулась лет на десять-двадцать. Желательно, чтобы всё строительство храмового комплекса, куда входит не только храм, но и школа для детей, было завершено года за три-пять. Всем миром строить, для этого и приехал. Построим - ещё один купол засияет на нашей земле. Мы ведь все братья, все: украинцы, белорусы, русские. Главное, что мы все братья по вере. Всё и всех можно разделить, только веру не разделишь, потому как верим мы в одного Бога Иисуса Христа.

sergii– Большое количество различных амулетов, талисманов продаётся в ювелирных магазинах, торговых палатках, на выставках, связанных с народными промыслами и т.д. И надо сказать, что они популярны – они ведь «помощники» в жизни людей. В чём причина, на Ваш взгляд, отец Сергий, такой удивительной живучести этого, скажем так, явления?

– На мой взгляд, причиной такого явления в жизни христианского народа является катострофически низкий уровень религиозного образования. И главная проблема заключается в следующем: многие христиане абсолютно равнодушны к своей вере, их не интересует учение Церкви о Боге, мире и человеке. Они очень часто любят повторять расхожее выражение - «у меня Бог в душе», хотя место Бога там давно уже прочно заняла вера в некую магическую силу определенных предметов.

Другая категория христиан вместо изучения своей веры любит твердить: «так было всегда», что подобно каменной стене, возведенной своими руками, мешает увидеть солнце настоящей веры, сохраняя тень языческих заблуждений. Крещение Руси открыло славянам солнце христианской веры, которая давала силы к дальнейшему их духовному росту, но этот процесс оказался не таким быстрым, как предполагал святой князь Владимир. Прошли столетия, а многие из живших на этой земле поколений так и смогли отойти от язычества с его камнями, деревьями, «священными» кустами, повторяя с 988 года одну и туже фразу - «так было всегда».

В определенный момент развития у человека должен пропасть интерес к игрушкам, которые были необходимы для его становления и должны начать интересовать более серьезные вещи, что, несомненно, свидетельствует о его взрослении. Но когда, к примеру, в 20 лет молодой человек, занимаясь серьезными вопросами, часть своего времени посвящает игрушкам, это вызывает тревогу у окружающих его людей.

rybkoИзвестный московский священник - игумен Сергий (Рыбко). Настоятель двух храмов, автор многих православных книг, миссионер, известен своей проповедью среди представителей молодежных субкультур. В 2004 г. он создал Центр для неформальной молодежи во имя св. блж. Ксении Петербургской, где репетируют, занимаются музыкой, устраивают выставки и общаются юные панки и рокеры, музыканты, поэты, художники и скульпторы. Отец Сергий часто проповедует на рок-концертах, и сам является автором рок-оперы «Иван Правдин», четыре года назад он был награжден патриархом Алексием II за успешную миссионерскую работу.

– Отец Сергий, мы не просто давние знакомые, мы – единомышленники. Когда-то нас объединяла музыка, путешествия автостопом, но всё это были только формы нашего поиска, поиска смысла. Ваша проповедь среди неформальной молодежи, в том числе на рок-концертах, по-прежнему воспринимается некоторыми очень настороженно, если не сказать враждебно.

– Обижаться ни на кого не собираюсь, но рекомендую возражать моей деятельности конкретными добрыми делами во благо молодежи, а не ярлыками и пустопорожней критикой. Кстати, только тогда критика будет полезной и конструктивной. Конечно, те, кто воспитан в Православии с пелёнок, избежали очень многого из того, что пришлось вынести нам. Они и сами не понимают, от чего Господь их избавил: от каких извилистых поворотов, от каких ям. А ведь любая яма – это удар головой, и всегда болезненный.

burkСегодня на вопросы «ДВ» отвечает настоятель Свято-Симеоновского храма г.Каменца, благочинный Каменецкого округа протоиерей Сергий Бурковский.

– Отец Сергий, почему Русская Православная Церковь чтит память жен-мироносиц именно во 2-ое воскресенье после Пасхи? Причем этот праздник издревле чтился на Руси. В чем причина такого почитания?

– Святые жены-мироносицы впервые услышали радостную весть о воскресении Господа и первые узрели Его, «вкусив», по замечанию св. Григория Богослова, Христово вкушение в уврачевание прежнего, потому что «Ева», которая пала первая, первой надлежало приветствовать Христа и возвестить ученикам. Русская Православная Церковь чтит жен- мироносиц именно во второе воскресение после Пасхи, чтобы показать важность, после праздника Пасхи, то, что совершили жены-мироносицы своим святым недосягаемым по красоте примером того, чем должны быть все женщины. Этот праздник издревле чтился на Руси, потому что Церковь очень трепетно и бережно относится к союзу между мужчиной и женщиной, указывая на то, что семья это церковь. Этим самым указывая на нерушимости того союза, где важную роль как хранительнице домашнего очага отведено женщине христианке. А мы знаем из истории, как на Руси бережно относились к супружеству, когда кто-то из супругов умирал (муж или жена), то оставшийся оставался вдовым или уходили в монастырь, если дети были взрослыми.

sergii– Отец Сергий, почему человек, разумное существо, совершает такие поступки, которые несут в себе зло и не может их впоследствии объяснить? Может быть, мы не знаем самого главного – того, что определяет наше поведение?

– Определяет то, к чему человечество всегда стремилось – свобода. Только свободная воля человека определяет его поступки, дает импульс к совершению добра или зла. Абсурдность злых поступков нельзя объяснить рационально: ты свободен и знаешь, что добро лучше, чем зло. Почему же делаешь наоборот? Зная о страданиях, которые принесут окружающим грубые слова, насмешки и проч., многие все же совершают их. Более того, развитие культуры, просвещение народа, сопровождается не уменьшением, а ростом преступности. Современный прогресс открывает такие тонкие по своей технической стороне возможности зла, каких не знало прежде человечество.

– А почему человек не может выбрать исключительно добро?

– Хороший вопрос. Можно ли на него ответить вне религиозного контекста? Нет. Лучше апостола Павла на этот вопрос никто не ответил: «… не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 15-19).

konashukМы беседуем с настоятелем Свято-Петро-Павловского храма с.Косичи Брестского района иереемАлександром Конашуком.

– Отец Александр, во-первых, на ваш взгляд, что такое «ругательное» слово, что такое «мат»? Господь говорит: «…кто же скажет брату своему: “рака” (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). Понятно, что дело тут не в словах, а в том, какой смысл в них вкладывается, не так ли?

– По замыслу Творца, человек сотворен для того, чтобы своими делами и поступками прославлял свой Первообраз, тем самым, стремясь к внутреннему совершенству. Сквернословие, матерщина, срамословие – это словесный грех, наряду с ложью и клеветой. С точки зрения Церкви – сквернословие смертный грех. Само название порока показывает, что он оскверняет то, что входит в сущность человеческой души – слово… «Злоречивые Царства Божия не наследуют», – учит апостол Павел. И он же призывает христиан: «никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе» (Еф.4,29). Слово должно приближать человека к Богу, а не удалять. Вот и смысл слова.

– А откуда вообще это: что, взгрустнув, расстроившись, или ещё что-то, нужно обязательно что-то грязное сказать? Почему бы, например, не ущипнуть себя, почему бы песню не поорать, не постучать себя чем-нибудь по лбу и т.д. и т.п.?  Чем можно объяснить такое обыкновение – ругаться? Нельзя же всё сваливать на традицию какую-то?

sergii– Отец Сергий, в прошлой беседе мы говорили с Вами о человеческих страстях, грехах. Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстной седмицы. Скажите, почему она так называется и связано ли это с человеческими страстями?

– Название эта неделя получила от молитвенного переживания Церковью в эти дни страданий Христовых за грехи человеческого рода.  Славянское слово «страсть» означает, прежде всего, страдание.  Страдания Иисуса Христа, закончившееся Его крестной смертью не связаны с греховностью или страстностью человеческой природы, так как Христос был безгрешен.  

Богослужение Церкви в эти дни говорит о непорочных страстях Христовых: голоде, жажде, усталости, боли, смертных муках. Когда речь идет  о подвиге мученичества, страсть будет означать страдание, мучение, телесную или душевную боль.  Арест, суд, бичевание и распятие – кульминационный момент Страстей Христовых, принесших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни.

– Каждый из дней Страстной седмицы именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. В чём суть этого величия?

– «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется страстная седмица Великой не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".