jenВ современном мире женщина все дальше отходит от обязанностей хранительницы домашнего очага и становится все более социально активной. Это заставило потесниться мужчин в таких традиционных отраслях как силовые структуры, наука и даже политика.

Сейчас женщины из современного общества приходят в Церковь и несут сюда свое понимание церковной действительности. Наша задача - определить нынешние границы участия женщины в жизни Церкви вообще и в частности поговорить о женском служении в нашей епархии. Поможет нам в этом старшая сестра Совета Сестричеств Милосердия Брестской епархии Семке Светлана Васильевна.

– Здравствуйте, Светлана Васильевна! Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о вашем служении в Церкви. Как получилось, что вы заняли такую ответственную должность? В чем тяготы и радости вашего служения?

– Старшей сестрой Совета Сестричеств Милосердия Брестской епархии я стала не сразу, а по прошествии нескольких лет служения Старшей сестрой в сестричестве в честь преподобномученика Афанасия, игумена Брестского при Свято-Симеоновском кафедральном соборе г.Бреста.

sergiiНа вопросы «ДВ» отвечает священник Сергий Петрусевич, настоятель Покровского храма г.Жабинка, благочинный Жабинковского округа

– Отец Сергий, 2-3 февраля 2015 года в Москве состоялось Архиерейское Совещание, участники которого "одобрили, с последующим утверждением Архиерейским Собором, документ "Об участии верных в Евхаристии", которым надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви". Документ опубликован на церковных сайтах, священнослужители уделяют ему особое внимание во время проповедей, в храмах нашей епархии по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Брестского и Кобринского раздают листовки, подготовленные Миссионерским отделом епархии, где приводится сокращенный вариант документа. Что Вы можете сказать о принятом документе?

– Значение этого документа сложно переоценить, так как он не только указывает, как правильно организовать церковно-приходскую жизнь, но, что самое главное, - ориентирует внимание человека XXI века на самое важное в духовной жизни- радостную встречу со Христом. Приведу замечательные слова священномученика Серафима Звездинского(1937), который говорит: "Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия.

Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех ярче блистает бриллиант - Божественная литургия. Все источники, все ручейки - таинства наши сливаются в глубочайшем Святейшем Таинстве Божественной литургии". Так должен смотреть современный человек на церковную жизнь с ее молитвами, обрядами, установлениями, почитая их, осознавая их необходимость в жизни христианина, только при одном условии- участии в Божественной литургией и соединении со Христом в Таинстве Евхаристии.

efrosinНаша собеседница – настоятельница Спасского женского монастыря г.Кобрина игумения Евфросиния(Куракевич)

– Матушка Евфросиния, Вам видимо не раз приходилось отвечать на вопрос: а почему монастырь женский, если изначально был мужским?

– На момент возобновления монашеской жизни в Спасском кобринском монастыре в Брестской епархии уже существовало 2 мужских монастыря и 1 женский. Согласитесь, что третий мужской монастырь в одной епархии был бы уже лишним.

– Сколько у Вас инокинь, и каков распорядок дня?

– Сейчас в монастыре проживают 10 насельниц. День в монастыре начинается в 6 утра, через полчаса все сестры собираются в домовом храме для чтения утренних молитв, полуношницы и акафиста (по понедельникам – Божией Матери пред иконой Ея «Отрада» («Утешение»), по средам и пятницам – Иисусу Сладчайшему, по вторникам и четвергам – Божией Матери «Скоропослушница»). Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям.

Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. В обители налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная.

film1Наша беседа с Ольгой Семенюк – брестчанкой, членом Белорусского Союза Кинематографистов. Так получилось, что она «снимала» знаменитый фильм «Брестская крепость» (2010 г.).

– Ольга, как так получилось, что вам удалось устроиться хоть и на временную, но столь завидную работу (много мечтающих «потереться» среди знаменитостей)?

– Я имею теоретическое киношное образование, однако в последнее время меня больше стала привлекать именно практика создания фильмов: хотелось познать творческий процесс изнутри, проникнуть в тайны кинематографического «зазеркалья». А тут – такое событие! Не каждый день в нашем городе приходиться наблюдать, как снимают «большое» кино, тем более столь масштабного характера.

Еще со студенческой скамьи мне была особенно близка тематика духовно-патриотического кино, и на момент начала съемок художественной кинокартины «Брестская крепость» в моем «портфолио» уже имелся один короткий документальный видеофильм собственной режиссуры под названием «Помнит небо». Эта картина посвящена первому Герою Республики Беларусь, военному летчику 1-го класса, нашему земляку, брестчанину Владимиру Карвату, который в 1996 году погиб, спасая жизни других людей.

nasled2Мы – наследники Победы! Наш священный долг сохранить память о событиях Великой Отечественной войны. У каждого из нас предки пережили ужасы и горести войны. Наша задача как потомков знать не только свою родословную, но и судьбу наших родственников, соотечественников в годы ВОВ. Ведь все они страдали от холода, страха, голода… Кто в регулярных войсках, кто на оккупированной территории, кто в тылу…

Мой дедушка по материнской линии, Каштальян Николай Семёнович (17.03.1924 – 22.03.1990 гг.) в октябре 1944 г. участвовал в боях при освобождении Польши. Служил в 7 отдельном инженерно-сапёрном батальоне. Сапёром на передовой дошёл до Варшавы, был тяжело ранен в ноги, перенёс контузию. У нас дома хранятся его награды. Для меня большая честь, что мой дедушка был участником Великой Отечественной войны. На момент его смерти мне ещё не было и 5 лет, но я благодарю Бога за то, что даровал мне хорошую память и я даже сейчас, спустя четверть века, помню как меня дедушка маленького носил на руках, как надевал свои награды и шёл на митинг.

В год 60-летия Освобождения Беларуси, летом 2004 г. я, сдав сессию, приехал к бабушке на каникулы в деревню Хомск Дрогичинского района. Мне в университете было дано задание провести интервью с очевидцем войны. Моя бабушка Каштальян Анна Петровна (21.11.1924 – 28.12.2010 гг.) очень хорошо помнила о войне. Сохранилась аудиокассета, на которой записаны воспоминания бабушки.

vospominВ год 60-летия Освобождения Беларуси, летом 2004 г. я, сдав сессию, приехал к бабушке на каникулы в деревню Хомск Дрогичинского района. Мне в университете было дано задание провести интервью с очевидцем войны. Моя бабушка Каштальян Анна Петровна (21.11.1924 – 28.12.2010 гг.) очень хорошо помнила о войне. Сохранилась аудиокассета, на которой записаны воспоминания бабушки.

Часть 3 (1941 – 1945 гг.)

– Бабушка, а можешь ли вспомнить, были ли слухи, что будет война между СССР и Германией?

– Ходили. Но люди считали, что это будет не очень скоро. Ведь знали, что Сталин и Гитлер заключили договор о ненападении. Люди были спокойны, потому что верили, что будет мир. Войска Германии дошли до Бреста, напали внезапно. А потом слухи начали очень усиливаться. И уже ждали ужас, беду.

–  А ты помнишь приход немцев летом 1941 года?

– Хорошо помню. Пришли отряды СС с закатанными рукавами. На них было страшно смотреть. А немцы шли, смеялись, спрашивали: «Чи далеко Москва?» Некоторые семьи укрывали у себя красноармейцев, оставшихся в живых после нападения на Брест, на погранотряды. Но очень боялись. Не многие так делали. Эти солдаты позже уходили в партизанские отряды.

vadimС православной точки зрения, болезнь – норма жизни, так как в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. «Неужели все болезни от грехов? – спрашивал святитель Иоанн Златоуст. – Не все, но большая часть.

Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», – говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

Сегодня гость «ДВ» – клирик Христорождественского храма г.Бреста протоиерей Вадим Володкевич.

ugolnikov2В конце сентября в Москве прошел VI Международный Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Об этом мы уже сообщали ранее. Сейчас об одной из многочисленных встреч, которые там прошли. Участникам Фестиваля предоставили возможность встречи И.С. Угольниковым – продюсером и автором фильма «Брестская крепость» (2010 г.). Сейчас он представил свой новый исторический фильм о женском батальоне смерти – подразделении, отправленном на фронт Первой мировой войны летом 1917 года, чтобы поднять боевой дух наших солдат. Он выйдет в широкий прокат, как сказал автор, в феврале, к 23-му числу.

На встрече Игорь Станиславович много времени посвятил не только своей новой работе, но и часто возвращался к фильму «Брестская крепость». Он не раз повторял, что Великая Отечественная война – продолжение Первой мировой.

И.У.: В зрелом возрасте я узнал, что мой прадед, Егор Угольников, участвовал в Первой мировой войне и погиб в самом ее конце, в январе 1918 года: он был расстрелян, как и многие другие. Я всегда чувствовал несправедливость по отношению к его памяти. И думаю, что восстанавливать память о защитниках Отечества – наш священный долг, причем важно возвращать даже не память каждого конкретного человека, а — всей нации. Этой памяти сейчас нет, она была стерта намеренно, к сожалению. Войну считали преступной, империалистической, подвиги и жертвы миллионов российских офицеров и солдат были забыты. В «Батальоне смерти» гораздо больше места уделено молитве в кадре.

sheykoГость «ДВ» – о.Сергий Шейко, настоятель храма Святых Антония, Иоанна и Евстафия Виленских д. Святица Ляховичского района.

– Отец Сергий, а ведь действительно, разве виноват человек безродный до такой степени, чтоб его так вот…? (См. ст. на сайте «Подлость – «болезнь» маленьких людей»). Может быть, смысл более глубокий понимания слова «подлость», чем это ассоциируется с текстом уважаемого источника?

– Хорошо, давайте и вправду попытаемся заглянуть глубже – к истокам появления «подлости» в русском литературном языке. Если внимательно почитать источники, содержащие в себе информацию о появлении шляхетства у нас, то легко можно будет установить тот факт, когда простого человека вдруг стало модно клеймить словом «подлый». Любопытную информацию приводят нам такие авторы, как М.О.Коялович, И.В.Киреевский, кн.Н.Б.Долгорукая…

Истоки слова, о котором мы с вами говорим, у всех этих авторов идут с 17-го столетия. И если верить им, «подлость» пришла к нам из Украины, где она была позаимствована у поляков. Та же Долгорукая писала: «Единовластие само собой рождается из аристократии, когда сильнейший покоряет слабейших, и потом правитель на условиях переходит в правителя безусловного, соединяясь против класса благородных с классом подлых, как Европа называла народ».

Так что, скорее всего, виноват не сам человек, рожденный в простоте, а те политические течения, под которые наш народ ложился.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".