konashukСегодня мы беседуем с настоятелем Свято-Петро-Павловской церкви с. Косичи Брестского благочинияАлександром Конашуком

– Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был одним из двенадцати апостолов. Тогда почему их называют первоверховными? Ведь первенство у обоих, хотя бы внешне, неодинаковое.

– Что касается апостола Петра, то Сам Господь его так возвеличил: когда Иисус Христос спросил у апостолов, за кого почитает Его народ. И ответили Ему ученики: "Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков" (Мф,16-14). "А вы за кого почитаете Меня?" И тогда за всех ответил Ему апостол Петр: "Ты Христос, Сын Бога Живаго!" И тогда Иисус сказал ему в ответ: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой Сущий на небесах" (Мф.16,18). Это ли не превознесение апостола Петра над всеми другими апостолами? "И дам тебе ключи Царствия Небеснаго".

Когда убивали первомученика Стефана, Павел стерег одежды убивавших и одобрял убийство Стефана. Он испросил у сенидреона грамоту, разрешавшую ему везде и всюду выискивать христиан, заключать в тюрьмы и убивать их. И вот, получив эту грамоту, шел он со своими спутниками в Дамаск, чтобы учинить правовую расправу над христианами. И вдруг на пути осиял его свет с неба, свет, какого не бывает на земле.

sergiiИнтервью с благочинным Жабинковского округа, настоятелем Свято-Покровского храма г.Жабинки, Сергием Петрусевичем.

– Отец Сергий, часто люди жалуются, впервые переступив порог храма, на холодность и даже высокомерие церковных сотрудников. Особенно, когда сделаешь что-то не так. Откуда такое? Может быть, жалуются те, кто сам ведет себя недостойно? И не только в Церкви? Смиренные по воспитанию, по природе жаловаться не привыкли. Другими словами, есть ли проблема?

– Проблемы нет. Человек встречается в храме с подобным себе: высокомерный – с высокомерным, грубый с грубым и т.д. Такие встречи есть и в обычной повседневной жизни: сколько грубости в общественном транспорте, в очереди в больнице, и т.д., но это проходит без особого внимания со стороны человека, реакция вполне спокойная. В храме Господь подносит к человеку зеркало, чтобы он в нем увидел самого себя. А что мы делаем, когда видим перед собой зеркало? Устраняем непорядок: оглядываем лицо, волосы, одежду, чтобы в лучшем, достойном виде предстать перед окружающими нас.

– Любой человек жаждет любви, понимания, ожидает, что эту любовь найдет. Хотя бы в храме. Где же еще?

– Если ты любишь своего ближнего, а еще лучше своего врага, то в храме ты обязательно встретишься с ответной любовью. Нет любви – никого не вини. Любовь нужно искать не где-то, а в самом себе. Но это так трудно...

ignatyБеседа с Директором паломнического отдела Брестской епархии, настоятелем храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (г.Брест) игуменом Игнатием (Луковичем).

– Отец Игнатий, первые поездки по святым местам из Бреста в 90-е годы осуществляли энтузиасты-любители. Сам лично участвовал в двух таких поездках. Затем активизировались турфирмы. Паломнический отдел в Брестской епархии появился в 2003 году. Скажите, какие существенные различия есть в организации и проведении этих поездок?

– Паломничество – это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри, храмы. Паломничество – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями. К этому стремится и наш паломнический отдел.

Турфирмы – это, понятно. Как знакомство с общей культурой страны, куда осуществляется поездка, на мой взгляд, это нормально. Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Пусть так, но у ищущего человека обязательно пробьются семена благодати, о которых говорится в Евангелии.

chernikov2Наша беседа с настоятелем Свято-Троицкого прихода г.Бреста протоиереем Евгением Черниковым, председателем отдела по тюремному служению Брестской епархии.

– Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: "В темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25. 36). Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим. Заключенный в темнице – люди особые.

Одни попали туда за незначительные проступки, скажем даже, случайно, по неосторожности, или «благодаря» лжесвидетелям. Другие «шли туда» вполне осознанно. Отец Евгений, кто из них больше идет на контакт со священником, окормляющим их в тюрьме, КПЗ?

– В основном, к священникам обращаются за помощью в духовной поддержке те, кто попал в места лишения свободы, как вы говорите, случайно, по неосторожности или «благодаря» лжесвидетелям. Объясняется это тем, что эти люди, попавшие в непростую ситуацию, впадают в депрессивное состояние и стремятся получить у священника поддержку и духовное утешение. Здесь они приходят к мысли, что кроме как на Бога надеяться не на кого.

Те же, кто попал в заключение осознанно в меньшей степени, но все же иногда изъявляют желание встретиться со священником. В беседах с ними приходиться решать проблемы другого уровня. Однако и те и другие не потеряны для Бога. Все зависит от конкретной личности, его характера, наклонностей, привычек и т.п. А также от того, какую жизнь вел человек до лишения свободы.

– Церковь, исполняя свое служение в местах заключения, должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовную литературу. Как это осуществляется конкретно миссионерским отделом Брестской епархии по работе с заключенными?

lupakov2Мы беседуем с Владиславом Лупаковым – прихожанином храма в честь Тихвинской иконы Божьей Матери г. Бреста

– Владислав Эдуардович, представление (или хотя бы постановка вопроса для себя) о добре и зле – это влияние родительского воспитания, окружения, собственный выбор с возрастом?.. Или это то, что человек чувствует по отношению к тому или иному событию (ситуации) в его жизни, исходя из своего жизненного опыта?

– Наверное, потребность в постановке такого вопроса лежит в самой природе разумного существа. Родительское влияние и окружение здесь, конечно, играют свою роль, жизненные события подталкивают к размышлениям. Но свой ценностный выбор человек делает сам. Это уже больше чем традиция семьи, социальной группы, этноса и т. д. Не помню, кто именно так сказал, но сказал верно: «Без Бога невозможно быть настоящим». Ибо любая человеческая «правильность», будучи сама в себе, искусственна.

– С вашей точки зрения, что есть добро, а что – зло? Желательно кратко.

– Помните евангельскую притчу о драгоценной жемчужине? Найдя её, человек отказывается от всего остального, ибо остальное – не стоит её одной. Я обрёл эту жемчужину уже в сознательном возрасте. И как неофит с более чем 20-летним стажем буду по-неофитски категоричен: добро – это только то, что согласуется с волей Творца. Если зло – это отсутствие добра, то всё, что названной согласованности мешает, рано или поздно проявляет свою бесплодность. Примеров не только из истории, но и из собственной жизни – предостаточно.

papachok2Если бы можно было спросить у небожителей: «А чего вам стоило этакое блаженство?» – то ответ был бы: «Времени, проведенного во благо». Самое важное – не терять времени. Данный фрагмент беседы великого румынского духовника архимандрита Арсения (Папачока; 1914–2011) вошел в книгу Джордже Кэбаша «Страницы румынского патерика».

***

Я начинаю поэтические скитания в поисках лучшего мира, такого, где человек был бы свободен. Сначала я думал, что он становится свободным, стоит только покончить ему с тиранией лжи. Теперь оказалось, что он свободен, если свободен от свободы и тирании. Точнее, если он свободен от всех своих язв. Но можно ли быть свободным от своих язв? Он может быть свободным от них ровно настолько же, насколько свободен от ударов шар на бильярдном столе. А поскольку старая, доставшаяся в наследство язва тяжелее, чем приобретенная, то я отправился искать слов, утоляющих боль ее.
Джордже Кэбаш

Архимандрит Арсений (Папачок)

– Отец Арсений, в качестве ключевого вопроса: какое слово вы хотели бы оставить в наследство своим последователям?

– Видите, я специально ставлю проблему спасения так: нам нельзя рационализировать вещи и терять время, которое я считаю чрезвычайно дорогим – может, самым дорогим из всего данного нам Богом. Пока мы еще живы.

yurgen2Главный редактор журнала "Compact" Юрген Эльзессер ответил на вопросы.
В Лейпциге состоялась большая международная конференция «За будущее семьи: грозит ли исчезновение европейским народам?». Состоялась несмотря на ярко выраженную агрессию противников традиционных ценностей. Организаторами резонансного форума выступили Институт демократии и сотрудничества в Париже и немецкий аналитический журнал Compact. Главный редактор журнала Compact Юрген Эльзессер ответил на вопросы руководителя Восточноевропейского бюро телеканала «СОЮЗ» Артёма Махакеева:

– Господин Эльзессер, почему в современной Европе так остро стоит тема защиты традиционной семьи, почему эта тема увязывается с будущим Европы, чему и был посвящен международный форум в Лейпциге?

– Мы должны защищать традиционную семью, потому что только отношения между мужчиной и женщиной имеют своим результатом рождение детей. И только вследствие этих отношений наши народы смогут выжить. На сегодняшний день Германия и другие европейские страны – это умирающие страны. Поэтому политики и правительство, все общественные институты должны заботиться не только о том, чтобы защитить права меньшинств, но и о том, чтобы соблюсти права большинства. Например, в Германии 10 тысяч однополых союзов и 17 миллионов традиционных браков. И только у последних рождаются дети. Поэтому в первую очередь надо заботиться о них, а не только слушать меньшинство.

narochnizkaya2Интервью с Президентом Института демократии и сотрудничества в Париже Наталией Нарочницкой.
Записано во время проведения международной конференции «За будущее семьи. Грозит ли исчезновение европейским народам?» в г.Лейпциге, Германия

– Наталия Алексеевна, мы стали свидетелями яростного сопротивления, которое встретила конференция в Лейпциге, организованная немецким аналитическим журналом «Компакт» и Институтом демократии и сотрудничества в Париже, который Вы возглавляете. Такая острая реакция сексуальных меньшинств говорит о том, что форум задел за живое. На Ваш взгляд, почему в Европе нет совместного отстаивания традиционных ценностей, зато мы наблюдаем целый интернационал розово-голубого сообщества?

– Всё-таки участников конференции больше, чем шумных демонстрантов. Хотя наличие агрессивного протеста говорит о том, что мы затронули нерв общественной дискуссии. На самом деле именно здесь решается будущее Европы, а вовсе не в Брюсселе или там, где разбираются биржевые сводки. Потому что будущее Европы зависит от того, куда пойдёт человечество, сохранят ли люди свою культуру, традиционные семьи. Потому что Великую Европу, великую европейскую цивилизацию с её древней историей создавали не граждане мира, а именно традиционалисты, люди, которые преданно и самозабвенно служили своим Отечествам.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".