Крест Евфросинии Полоцкой (1161 г.)
Почитание Креста стало происходить после смерти, воскресения и вознесения Спасителя нашего Иисуса Христа. Кресты ставятся на главах (или маковках, или шатрах) храмов, знаменуя тем самым, что храмы эти – Божии. Кресты, используемые внутри храмов, бывают напрестольные, запрестольные, аналойные, воздвизальные, выносные (используемые в крестных ходах). Есть кресты наперсные – носимые священнослужителями на груди (по старославянски "на персях") поверх одежд, и нательные, которые носит каждый крещеный человек. Наиболее употребителен в богослужении крест напрестольный – четырех – или восьмиконечный.
Святыней Беларуси является поклонный (памятный, моленный) Крест преподобной (благоверной княгини) Евфросинии Полоцкой, содержащий в себе частицы Животворящего древа и частицы святых мощей.
Крест Евфроси́нии По́лоцкой – напрестольный крест, изготовленный для церкви Святого Спаса в городе Полоцке по заказу Евфросинии полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Выполнен в форме шестиконечного креста высотой 51,8 сантиметра. Утерян во время Второй мировой войны и до сих пор не найден. В 1997 году брестским ювелиром-эмалировщиком Николаем Кузьмичом была изготовлена полноразмерная копия креста.
Описание
Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия – 14 см, нижнего – 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым – 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями, орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга.
Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию – великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображения Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия – четыре евангелиста; на концах – архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия – изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и ее родителей).
В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем – шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.
В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия.
В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:
Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми].
История
Крест был создан в 1161 году по заказу дочери полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучки Всеслава Брячиславича Предславы (в монашестве Евфросинии) полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей. По просьбе Евфросинии Византийский император Мануил Комнин и патриарх Лука Хризоверх присылали для креста некоторые святыни.
До XIII века крест хранился в Полоцке, а после его захвата смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года был перевезён в Смоленск, где находился до начала XVI века. В 1495 году в Смоленске была сделана копия креста нужная для того, чтобы не опускать ценный крест в воду при водосвятии.
В 1514 году Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко по самым большим праздникам. Кроме того, в Мосвке крест был реставрирован.
Набожный Иван Грозный, веря в «крестную силу» полоцкого креста (как и многих других реликвий), взял его в поход на Полоцк в 1563 году, видимо, поклявшись, что вернёт крест на прежнее место, в случае победы. Что и было исполнено, несмотря на высокую ценность креста.
В 1579 году Полоцк был взят королём Польши и великим князем Литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковкой унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию.
Во время русской кампании Наполеона 1812 года в целях сохранности базилиане вмуровали крест в стену, а с окончанием войны вернули его в собор. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть в храм для которого крест и был изготовлен).
В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск, а в 1929 году в Могилёв в качестве экспоната Могилевского исторического музея. По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии, по другим — в комнате-сейфе самого музея.
Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. При этом в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко дважды публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР.
Воссоздание
Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Работа была благославлена иерусалимским патриархом Диодором II и патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Белоруссии Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополитом Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой в в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.