obida2Наверное нет на земле человека, который бы не испытывал в своей жизни чувства обиды. К этому неприятному чувству может привести как одно колкое или грубое слово, так и более серьезная причина, связанная с незаслуженным наказанием, пренебрежительным отношением, издевательством или же предательством. Так или иначе, каждый человек может стать заложником внутреннего дискомфорта, вызванного зародившейся в сердце обидой.

Как правильно поступить?

Месть или прощение? Молчание или ответ? Сделать вид, что тебя это не задело или же поставить обидчика на место? Подставить другую щеку или же отмереть такой же мерой? Эти вопросы особенно остро возникают в уме человека в момент негативного эмоционального всплеска. Проще перенести обиду, если человек осознает, что сам был не прав и поэтому те или иные внутренние страдания могут компенсироваться осознанием своих собственных ошибок. Но гораздо чаще в конфликтных ситуациях каждая из сторон стоит на своей собственной правде, стараясь защитить ее весомыми аргументами.

Рассмотреть все жизненные ситуации, где проявляет себя обида, не представляется возможным, но обратить внимание на главные действия во время конфликтов все же следует.

Чему нас учит христианство?

Прежде всего, христианину надо уметь прощать. Трудно представить себе искренне верующего человека, который тут же готов стереть в порошок своего обидчика. Доброе милостивое сердце способно на прощение. Если мы долгое время таим обиду внутри себя, то мы наносим вред сами себе своим злопамятством, жаждой отмщения, интригами и т.д. Все эти негативные чувства живут внутри нас, нас мучают и терзают. Если же умеем простить, то и душе становится легче. Святитель Тихон Задонский говорит следующее: «Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, чем не простить и мстить ближнему за согрешения».

Необходимо благородство

Большинство конфликтов не имеют продолжения, когда одна из сторон найдет в себе силы и благородство на прощение и примирение. На вопрос апостола Петра: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?». Иисус ответил: «…не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22). Если помимо прощения мы также сможем и примириться с человеком, то тогда поистине отразиться на нас одна из заповедей блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9).

Как нам далеко до идеалов

Тем не менее, практически каждый человек осознает, как далеко мы отстоим от евангельских идеалов и тем более от одной из самых сложных и для многих непонятной заповеди Христа: «…любите врагов ваших…. молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28). Святой праведный Иоанн Кронштадтский так говорил: «… не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению и помолись о них Богу…». Такие советы дает святой подвижник, преследуя главную цель: ради сохранения мира не допустить умножения зла в отношениях между людьми. Благородная высокая цель жить в мире может показаться многим слабостью, которая зачастую абсолютно не приживается в отношениях между людьми.

Современный человек вправе спросить: «Как же я могу спокойно реагировать и уж тем более прощать человека, который желает мне зла или, чего хуже, всяческими способами пытается меня унизить и от меня избавиться? А если человек меня предал? Что тоже спокойно на это смотреть и все время прощать?».

Мы понимаем

Каждый понимает, что жизнь на земле не совершенна, не совершенен и человек, а говоря церковным языком, человек грешен. Мы живем в мире, где часто лучшие друзья способны стать злейшими врагами, а бывают случаи, когда, наоборот, давнишние противники примиряются. Все это говорит о том, что жить в радости друг с другом бывает очень сложно и приходится часто отстаивать свои права и взгляды. Каждый может ошибаться и думать не верно. Если человек явно поступает несправедливо, то правильно и благородно исправить такого человека и помочь ему увидеть свои заблуждения.

Абсолютно иной случай, когда человеку угрожает явное зло. Не стоит сидеть, сложа руки, и ничего не делать. Евангелие приводит нам множество примеров, где сам Иисус Христос становится на защиту своего учения, своих учеников, да и Себя лично. Вспоминается евангельское повествование, когда один из слуг первосвященника ударил Христа по щеке, на что Господь с кротостью ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23). Очень важное качество, о котором говорит в своем послании апостол Петр, заключается в умении правильно ответить на вызов: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3, 15).

Важно все же осознать

Тем не менее, как часто мы обижаемся на другого человека, если он скажет что-то неприятное или же заденет наше самолюбие. Как часто на чувстве обиды легко манипулировать другим человеком. Все это имеет место в нашей жизни. Важно все же осознать, что обида – это зачастую слабая позиция. Хотя часто в той или иной ситуации может показаться абсолютно оправданным, когда человек затаит обиду вследствие несправедливого отношения к себе. Обида это не добродетель, а скорее наоборот. Благородством и милосердием всегда считалось умение простить недостатки ближнего, справедливостью и любовью – желание исправить заблудившегося человека, а мужеством и смелостью – стремление защитить себя и ближних от различного рода зла. Обида, скорее всего, свидетельствует, что человек не смог применить к той или иной ситуации правильного решения, не смог простить, не смог понять, не смог исправить, не смог оградить себя от обидчика. Поэтому и остается ему лишь обидеться.

Замечательные слова сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем требовать, чтобы нас не обижали, но, будучи обижены, перенесем обиду великодушно…».

Примеры

Образец того как иногда правильно стоит реагировать на обиды можно взять из примера отца Иоанна (Крестьянкина). В свое время его незаслуженно обижал настоятель храма, где он служил. Когда у отца Иоанна спросили, не обидно ли ему подобное отношение со стороны начальствующего священнослужителя, то он ответил, что ему некогда тратить время на обиды, так как у него не хватает его на самое главное – любовь.

А ведь в жизни бывает и по другому, когда на пустом месте могут возникнуть мелочные обиды, способные привести к немыслимым последствиям. Вспоминается рассказ Николая Васильевича Гоголя о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Обида возникла из-за того, что один не захотел продать свою личную вещь другому, что впоследствии привело к долговременной вражде, ненависти и даже судебным делам.

Обида, принятая в сердце, способна разрушить любовь и подтолкнуть человека на месть и злобные дела. Если человек сконцентрирован на себе, то обида будет поражать его, если же в его сердце живет Бог, то он становится выше обид и злобы.

Иерей Павел ЮРЧЕНЯ, клирик кафедрального Симеоновского собора г. Бреста

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".