vygoranie И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа… (Кол. 3: 23).

Работа – важная часть жизни человека. Именно здесь каждый из нас, как нельзя лучше, способен реализовать и преумножить Богом данные таланты, получить новые навыки и бесценный опыт. Работе человек посвящает примерно 1/3 часть своей жизни, и потому относиться к ней безразлично просто невозможно…

Прекрасно, когда человек получает от работы истинное удовольствие. Он каждое утро поднимается с постели и думает над тем, какие вопросы ему сегодня предстоит решить, разрабатывает план своих действий… Но даже у самых успешных и любящих свое дело тружеников иногда просто «опускаются руки». Что уж говорить о тех, чей труд так или иначе связан со стрессами.

Душевная хворь, о которой пойдет речь далее, называется психологами «синдром эмоционального выгорания». Открыт он был американскими учеными где-то в конце 70-х годов ХХ века. С тех пор в борьбе с этим недугом сломано немало копий. Появилось множество имен, которые сделали карьеру на новой болезни, и еще больше методик, часть из которых, к сожалению, ничего общего с христианством не имеют.

Стоит отметить, что выгорание касается, прежде всего, людей, работающих в сфере «человек-человек», и в первую очередь затрагивает учителей, медиков, социальных работников, психологов и журналистов. Не обошло оно и духовенство.

Согласимся, что вопрос не простой и довольно деликатный. Не являясь квалифицированным психологом и не имея собственного однозначного решения данной проблемы, я лишь постараюсь немного очертить природу рассматриваемого явления с точки зрения христианства.

Самый распространённый взгляд на выгорание - это следствие неправильного распределения душевных ресурсов. Рациональное зерно в этом взгляде несомненно есть. Правда, некоторые советы по грамотному распределению указанных ресурсов типа: «Надо больше любить себя любимого», «Главное, чтобы вам было хорошо», «Всегда поступайте так, как считаете нужным» и т.п. явно диссонируют с евангельским «если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Матф. 16:24).

На мой взгляд, достойным уважения является мнение немецкого врача-психотерапевта Мартина Грабе, который считает выгорание защитной реакцией организма. Раз Господь заложил в наше естество защитные механизмы, значит с ними не нужно бороться! В противном случае, со временем станет еще хуже. Итак, выгорание – друг! Грабе советует прислушаться к своему внутреннему устройству (хочется сказать к душе), а не искать внешние причины. Не они приводят к разочарованию, а неверная постановка цели, отсутствие чувства меры и решительное непонимание себя.

Еще одно мнение, с которым я встречался, рассматривает выгорание как следствие греха трудоголизма. Теоретически, как противоположность лени, вполне реальный грех. Но на практике встречается очень редко. Такие люди забывают о семье, их совсем не интересует отдых, и останавливаются они лишь тогда, когда окажутся на больничной койке. Они озабочены собственной значимостью и совсем не понимают, что, если их не станет, земля не перестанет крутиться.

Итак, если выгорание – это следствие греха, то бороться нужно не со следствием, а с причиной. Ну а побороть грех можно только искренним покаянием, т.е. изменением сознания и, следовательно, всей своей жизни.

Что ж, вернемся к душевным ресурсам. Говоря о них, людей часто ориентируют на эффективность и результат. Внимая таким учителям, некоторые экономят свой внутренний ресурс на коллегах и сотрудниках. В погоне за результатом они порой способны пройти по головам или мимо людей, перескочить через судьбы, боль, страдания. Для верующего человека это совершенно неприемлемо. Важен не только результат, но и сам процесс, в который вовлечены другие люди. Ведь каждый человек – это образ и подобие Творца.

Нужно не только грамотно распределять, но и пополнять эти же ресурсы. Для христианина источником всех благ является Бог. Поэтому пополнять свои силы нужно отводя больше времени не только семье и отдыху, но и прежде всего, Богообщению.

«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор.12:9), - говорит Господь апостолу Павлу, просящему у Него исцеления телесного недуга. Применяя данные слова в нашем случае, можно сказать, что чем больше мы осознаем свою немощь перед поставленной задачей, тем больше мы должны обращаться к Богу и становиться сильнее благодатью Его! Зачем же мы берем у священника благословение на то или иное дело, если всю работу хотим выполнить сами, забывая слова Господа нашего Иисуса Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

На практике получается так, что, осознав неспособность достойно справиться с поставленной задачей, мы начинаем опускать руки, а придя уставшими после работы, готовы часами смотреть в телевизор, вместо того, чтобы укрепить свои духовные силы в молитве.

В любом деле важно чувство меры. Наше усердие должно быть ограничено трудовым графиком. В рабочее время мы обязаны всего себя посвятить профессии, а дома - семье и домашним хлопотам. Вспомним важную заповедь о субботе, как дне покоя, и о том, что каждый седьмой день мы должны посвящать Богу. Вспомним и о том, что слово работа происходит от «раб». Книга Второзаконие обосновывает почитание субботы тем, что Господь освободил нас от рабства, когда вывел избранный народ из земли египетской. Поэтому если мы без конца, изо дня в день, как белка в колесе, только и делаем, что трудимся и мечемся, то опять становимся рабом каких-то других богов, а не свободным созданием своего Бога.

В поисках ответа на вопрос, почему мы не хотим подчиняться ни Божьим заповедям, ни человеческим правилам, можно вразумиться историей из жизни Пахомия Великого. Один послушник, вопреки повелению аввы Пахомия, плел в день две корзины вместо одной и тщеславился этим, считая, что приносит пользы больше чем другие. Чтобы уврачевать душу брата, авва наказал ему каждый день плести по две корзины, но при этом не выходить с кельи и ни с кем не разговаривать. Лишенный возможности хвалиться своими достижениями, брат вскоре раскаялся.

Итак, если мы несем повышенные нагрузки ради собственной наживы или тщеславия – выгорание неизбежно. А если вас уже настигло подобное состояние, то необходимо найти новый смысл в работе. Если человек знает, для чего и ради чего он делает своё дело, то с Божией помощью ему всё возможно преодолеть. Смыслы могут меняться, переживаться, обретаться вновь. Каждому, независимо от рода деятельности, в качестве профилактики от новомодной болезни необходимо трудиться в поиске собственного смысла. Перенять чей-то, словно списать из тетради соседа, попросту невозможно.

Очень важно каждому из нас осознавать свой труд нужным и полезным для других. А для христианина еще более важно понимать, что, по слову самого Господа Иисуса, служа людям, он служит самому Богу. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф 25:40)

Иерей Димитрий Омельянец – клирик Свято-Троицкого храма г. Бреста

P.S. Надеюсь, что и мой скромный труд принесет кому-нибудь реальную пользу.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".