petrСемь апостольских посланий (одно Иакова, два Петра, три Иоанна Богослова, одно Иуды, брата Господня) получили название соборных. Это связано с тем, что они, как правило, предназначены не определённым лицам или общинам, а всем христианам. В отличие от посланий апостола Павла, где в значительной мере разбираются обстоятельства местных церквей, в соборных посланиях приведены общие вероучительные наставления. Исключения – Второе и Третье послания апостола Иоанна Богослова, которые обращены к конкретным лицам. Но их рассматривают как дополнения к Первому посланию, поэтому традиционно также относят к соборным.

Историк Евсевий (≈265 - ≈340 гг.), впервые назвавший послания соборными, таким образом противопоставил их многочисленным уже в ту пору подложным посланиям.

Первое послание, состоящее из пяти глав, было написано незадолго до гонений на Церковь императора Нерона, разразившееся в 64 г. н. э. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Пётр 1, 6). Очевидно, эти искушения ещё не были связаны с целенаправленной политикой языческой империи, а только с непониманием общества: «посему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пётр 4, 4). Состоящее из трёх глав Второе послание апостол написал между 64 и 68 гг, если учесть, что он был казнён в Риме в конце 67 или начале 68 г. В обоих трудах даются увещевания христианам, переживающим различные формы притеснений в ставших для них чуждом языческом мире.

«Пётр, Апостол Иисуса Христа» (1 Пётр 1, 1); «Пётр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Пётр 1, 1) – с указанием авторства начинаются оба послания. Из Первого послания также известно, что в его написании участвовал также Силуан (1 Пётр 5, 12), которому апостол диктовал текст: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Пётр 5, 12).

Чем интересны эти послания с точки зрения педагогики как науки и практики воспитания?

Христианское воспитание зиждется на главной ценности христианства – Личности Спасителя: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность» (1 Пётр 2, 7). В христианстве человек призван «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пётр 1, 4). Ему дано «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пётр 2, 9), «достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пётр 1, 9). Поскольку «чистые сердцем <…> Бога узрят» (Мф. 5, 8), воспитание не должно ограничиваться только внешними приличиями (хотя и не отвергает их!); его первейшая цель «сокровенный сердца человек в нетленной красоте <…> духа» (1 Пётр 3, 4).

Апостол наставляет: «устрояйте из себя дом духовный» (1 пётр 2, 5); «имейте добрую совесть» (1 Пётр 3, 16). «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Пётр 3, 15), ибо, как заметил некто из наших современников, «без Бога невозможно быть НАСТОЯЩИМ». «Со страхом [т. е. вниманием к себе] проводите время странствования [земной жизни] вашего» (1 пётр 1, 17). Не отрицая духовного руководства со стороны более опытных людей, апостол напоминает важнейшую педагогическую мысль: Кто есть самый главный Педагог, необходимый человеку в любом возрасте и звании (кстати, по-гречески педагог значит детоводитель). Эта мысль выражена словами: «возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пётр 2, 25).

Воспитание (и самовоспитание тоже) неизбежно связано с отсечением ненужного и ограничением нежелательного:

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (1 Пётр 1, 14);

«Итак, отложите всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Пётр 2, 1);

«Возлюбленные! Прошу вас <…> удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками» (1 Пётр 2, 11-12);

«Итак, возлюбленные, <…> потщитесь явиться перед Ним неосквернёнными и непорочными в мире» (2 Пётр 3, 14);

«Итак вы, возлюбленные, <…> берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пётр 3, 17-18);

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или посягающий на чужое» (1 Пётр 4, 15);

«Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Пётр 5, 8).

Апостол напоминает о спасительности не любой религиозности (как порой говорят, «лишь бы человек был хороший»), но о истинном богопознании: «возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пётр 2, 2). Его источник – Священное Писание, «и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте» (2 Пётр 1, 19).

В дидактике – разделе педагогике об обучении – большое внимание уделено повторению и закреплению изученного. И апостол Петр об этом пишет: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине» (2 Пётр 1, 12). При каждом новом обращении к материалу знания становятся более глубокими и прочными. Восприятие перерастает в представление, а затем постепенно и в понимание.

Об отношениях с ближними: «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любúте друг друга от чистого сердца» (1 Пётр 1, 22). Идеал высок, труден, но на то он и идеал.

К семейному воспитанию: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пётр 3, 1). Под повиновением здесь нужно понимать не забитость, но уважение. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пётр 3, 7). Апостол Пётр писал о семейных отношениях не отвлечённо, а со знанием дела, ибо сам был человек семейный. В Евангелии говорится только о его тёще (Мф. 8, 14-15; Мк. 1, 30-31; Лк. 4, 38-39), исцелённой Спасителем от горячки. Существует предание, что жена апостола сопровождала его в миссионерских трудах.

К гражданскому воспитанию: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пётр 2, 13-14), «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пётр 2, 16). Гражданская позиция христианина – это отнюдь не холопство и оправдание бесправия. Достаточно вспомнить, как другой первоверховный апостол, Павел, как римский гражданин (Деян. 22, 28) пользовался своим правом (Деян. 22, 25-29). Особое мнение и даже глубокая оппозиционность по отношению к власти должны согласовываться с верой в промысел Божий в мире. Здесь, как и везде, нужна рассудительность.

Обращение к пастырям: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 П1тр 5, 2-3). К пасомым: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям» (1 Пётр 5, 5). Эти указания вполне уместны для участников любого педагогического процесса (в школе, армии и т.п.), ибо процесс воспитания двусторонен.

Владислав ЛУПАКОВ

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2016 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 0,85 руб., на 3 месяца – 2,55 руб., на полгода – 5,1 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".