Заповедь о заботливом и бережном отношении к окружающей среде была дана человеку еще в раю. Райская природа служила храминой его обитания, и человек должен был хранить и благоустраивать этот созданный Богом мир. Человек был венцом творения, и Бог дал ему власть над животными, чтобы он охранял и обладал ими, чтобы заботился о них и пользовался их трудами и плодами. Человек не имел изначально права убивать животных и питаться ими - он должен был питаться растениями (Быт.1, 29).
Адам хранил то величественное царство, обладателем которого был поставлен. И до тех пор, пока он поступал согласно творческому замыслу, конфликтов между ним и природой не возникало. За то и животные видели в Адаме своего доброго господина и благодетельного хозяина. Но Адам согрешил, и порядок на земле расстроился. Животные стали видеть в человеке своего врага, и стали искать приюта там, где не ступала его нога. Лишь некоторые животные остались служить человеку.
Второй пример – это Моисей, имеющий особое предназначение, которое исполнилось в виде целого ряда чудесных явлений в природе, которые совершались по его знаку. Даже богослужебные тексты говорят о власти Моисея над стихиями природы. Они выражают мысль таким образом, что Моисей сам «претворял стихии», словно бы природа принадлежала ему. Мы не можем не видеть в некоторых из египетских чудес природных катаклизмов.
Моисей ударяет посохом по воде, и вода превращается в кровь не только в самой реке, но и в озерах, и в потоках, и во всех водохранилищах (Исх.7,20). Рыба в воде вымерла, и от реки стало смердеть (Исх.7,24). Далее Моисей повелевает Аарону ударить посохом в земную персть, и она превращается в мошек, и этому чуду не могут возразить чародеи Египта (Исх.8,18). Также египетские казни свидетельствуют о том, что Моисей и Аарон имеют власть совершать чудеса, и это переходящая власть, данная им Богом. Но «владельцем» природы является именно Господь, а все эти чудеса Бог «поручал» (Исх.4,21) Моисею и Аарону. Книга Исход говорит нам вполне определенно, что именно Сам Господь «простирает руку Свою» (Исх.3,20) и тогда природа покоряется руке Господней. И если Адам до своего преступления был поставлен владельцем райской природы, то Моисей таковым не являлся. В его времена человек был уже отстранен от владения природой.
В другом характере взаимоотношения человека с окружающей средой находился благочестивый Ной. Его мы видим в обстановке Всемирного Потопа, когда Ной в ковчеге является хранителем полноты животного мира в течение многих дней, и фактически обладает этим животным миром. В этом он может быть уподоблен самому Адаму, которому было поручено «хранить» и «возделывать» рай. Ной повторяет послушание Адама и берет во временное обладание лучшее из всего живущего на Земле.
После Ноя ветхозаветный человек уже ни в какой степени не является хозяином, владельцем природы. Несмотря на то, что после всемирного потопа Господь, снисходя к немощам человека, благословил ему питаться плотию животных (Быт.9,3), Он всегда внушал людям иметь к ним сострадание. Например, в священном Писании сказано: «Да не заградиши устен волу молотящу» (Кор.9,9). «Если тебе по дороге попадется птичье гнездо, и мать сидит на птенцах или на яйцах, не бери матери с детьми. Отпусти мать, а птенцов можешь взять себе» (Втор.22,6-7). «Не паши на осле и воле вместе» (Втор.22,10), это потому, что у осла и вола не одинаковая сила. Заботы о животных не возбраняются и в праздничные дни: « Если у кого из вас осел или вол упадет в колодец, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лук.14,5). Бог посылает дождь растениям и необитаемым пустыням (Иов. 38, 25), Бог сотворил пустыню для дикого осла (Иов. 39, 5). Он «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произрощает на горах траву, дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс.146, 8-9). Он «открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению» (Пс.144, 16).
В глазах Божиих различные существа, отличные от человека, обладают своей ценностью. В Новом Завете видим, как Господь Иисус Христос проявляет свое сочувствие и заботу о животных, приводя пример доброго пастыря, жизнь свою полагающего за овец. В Нагорной проповеди Христос говорит о том, что у Бога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия. Он любит свое творение и тонко ценит его красоту.
А посмотрите на 103 псалом, пронизанный любовью к природе и наполненный восторгом пред ее красотой. В нем изображена картина целого мироздания: Господь развернул небо, как ковер. Он основал земной шар на Себе Самом. Воды бегут к местам, им указанным. Птицы поют, осененные листьями. Полные соков стоят деревья, посаженные Самим Господом; птицы в них гнездятся. Описывается море, в котором играет жизнь. Изображается посев полей, совершаемый трудом человека, веселое виноделие и уход за оливковыми садами. Небесные тела довершают эту картину природы. Господь сотворил Луну означать время, и Солнце, знающее цель своего пути. Во всем виден Богом установленный порядок, круговорот жизни и взаимопомощи всего живого на Земле.
Бог ничего не создал для скорбей и страданий. Он хотел и хочет, чтобы все живое радовалось и участвовало в Его любви. И дарованное человеку владычество над природой должно быть подобно владычеству Божию над миром: человек должен прислушиваться к голосу окружающей его природы и относиться к ней с глубокой осторожностью и любовью. Человек причастен к божественной полноте и призван совершенствовать окружающий мир. И хотя Священное Писание не устанавливает эти обязательства в виде четко выраженных принципов, тем не менее, устраняет деспотический подход к природе.
Но человек забыл о заповеди любви к природе, как и о многих других заповедях. В наше время вопрос взаимоотношений человека и окружающей его среды называют проблемой века. Окружающий нас мир бьет тревогу, он все решительнее напоминает человеку, что с ним нельзя общаться, руководствуясь только потребительскими принципами.
Из-за человеческого греха в природе зародились болезненные и разрушительные явления. Утрата человечеством духовных ценностей привела к бедственному положению. Верно говорят, что «никакая другая живая тварь на Земле кроме человека, не смогла бы столь быстро осквернить свое гнездо». И самую большую опасность для окружающей среды представляют не природоразрушающие проекты или технологии, а деградирующее в духовном и культурном отношении человечество.
Окружающая среда страдает не оттого, что человек воздействует на нее, а оттого, что воздействует неправильно. Поэтому так важны принципы, которыми руководствуется человек, входя в общение с природой. Если они добрые, нравственные, основанные на любовном, сознательном отношении к природе, то никогда не принесут ей вреда. И наоборот, если человек руководствуется корыстными, эгоистическими побуждениями и сознательно вступает в конфликт с природой, заранее предвидя тот ущерб, который будет им нанесен окружающей среде, ни о какой гармонии между человеком и природой не может быть и речи.
Христианское же понимание ответственности перед творением обязывает людей рассматривать себя причастными к процессу преображения на пути к единству природы и человека. Задача человека продолжать творчество Бога, украшая землю. Христианское отношение к природе – это бережное отношение, не стремящееся взять более чем нужно, и практически не оставляющее отходов, полностью использующее все, что дает природа, в противоположность хищничеству, потребительству и стремлению все изуродовать и испортить.
К сожалению, все чаще человечество выступает как бездушный потребитель всех природных богатств, ставших объектом бесхозной эксплуатации. Человеком движет расчет на выгоду в любом эквиваленте, жадность и месть. Человек стал хозяином-деспотом, разрушающим природу и самого себя. Им движет лозунг: «Не стоит ждать милостей от природы, надо просто взять их у нее».
А природа всё накапливает факты, обличающие человека в его неправильном к ней отношении, и грозит ему серьезными катаклизмами. И впору нам задуматься над тем, что заповедь о любви к природе дана на все времена.
Алена Зелевич