oktjabrПочти столетие отделяет нас от событий октября 1917 г. Да, это история, которая учит лишь тех, кто хочет у неё чему-нибудь научиться. Исторические факты – это сами события, но в их осмыслении неизбежна доля субъективности. Особенно, если события происходили давно. 
Нынешний украинский Майдан, думаю, можно рассматривать как наглядную модель для осмысления любой революции, независимо от её лозунгов. В том числе и «великой октябрьской». В тонкостях эти революции, конечно, различаются, но нечто общее между ними ощутимо. Послушаем самих участников обоих событий.

Демьян Бедный, стихотворение «Революционный гудок» (1918):

Гуди же, гудок! Всему миру поведай,
Что все мы умрём иль вернёмся с победой!
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Смертельный твой враг – у ворот!»

Сашкó Лирник – от лица участников Майдана:

Нам не страшно помирати,
Тільки страшно відступати.
Честь і віра захистила –
Разом – воля, разом – сила!

О том же – Анна Багряна:

Там, де мир і тепло,
їм би краще було,
але доля героїв така є:
вмить усе – шкереберть

[т.е. вмиг всё кувырком],

перемога чи смерть.
Бо ж до раю –
рабів не пускають.

Для революционеров их идеи по-своему религиозны. Так, Владимир Маяковский в “Оде революции” (1918 г.) писал:

<…> и моё,

поэтово
- о, четырежды славься,
благословенная!

А у пролетарского поэта Михаила Герасимова в стихотворении “Мы” (1917 г.) есть такие строки:

<…> не мы ли [революционеры] были в Иудее,
Когда любви учил Христос?
<…>
Не нам ли на горе Синая,
В неопалимой купине,
Как солнце, Красный стяг, сияя,
Явился в буре и огне?

На Майдане в квази-религиозности тоже недостатка не было:

Стоїть Майдан братів – плече в плече
і разом з ним радає Україна.
Нехай же вам, герої, віддає
Святий Петро ключі від тóго раю,
де убієнний ангелом стає,
бо він герой. Герої не вмирають.
Герої не вмирають. Просто йдуть
з Майдану в небо. В лицарі – зі смерті.
Плівуть човни. Пливуть човни. Пливуть...
Героям слава – вписано у серці.

(Мар’яна Савка, 22.02.2014)

<…> не з бандитами у владі –
З нами Бог на барикаді.

(Сашко Лірник)

Подобно и Алаиза Пашкевич (Тётка) в 1905 г. писала:

Чую яшчэ голас з неба,
Што цара павесіць трэба!

По поводу этих галлюцинаций можно сказать словами о. Андрея Кураева: «Не всё, что сверху, - от Бога».

Революционеры слышат только себя – для них цели оправдывают самые дикие средства. Об этом иронизирует Михаил Рогов в стихотворении «Миролюбивый Майдан»:

Всё очень мирно, белó и пушисто,
Мирные шествия мирных фашистов,
Мирные факелы, мирный Бандера,
В Киеве мира – без счёта и меры.

Борис Гуцало, переживая происходящее, писал в декабре 2013 г.:

Це – шабаш злих. Мовчить Хрещатик
І никне Ботанічний сад.
Чого киянам ще чекати?
Сміється польський дипломат.
<…> Чекають, як бы вся Вкраїна
Поринула в кривавий бунт.

Революция вызывает ответную реакцию другой части общества, что угрожает целостности и спокойствию государства. Из проповеди Патриарха Тихона (Белавина) в январе 1918 г.: «Эти мучительные переживания прокажённых невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия. Всё тело её покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокажённого отпадают части её – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия». С той же проблемой сегодня столкнулась Украина.

Если для нас всё ещё 7 ноября государственный праздник, то логично и Майдан признать «нормальным» явлением. Ибо чем разгул тогдашнего фанатизма был лучше нынешнего?

Владислав ЛУПАКОВ

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".