visocki3

В одной из известнейших песен «Я не люблю» слова просто берут за душу. Автор показал свою Любовь ко Спасителю, которого распяли невиновным. Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1-е Петра 2:24).

Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, –
Вот только жаль распятого Христа.

Песня о слухах сейчас особенно актуальна, когда много есть любителей нарушать девятую заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16) - сплетников. Автор-исполнитель обличает этот порок человека и призывает людей задуматься над своими словами, за каждое из которых будет дан ответ Всевышнему.

Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль!

……

Словно мухи, тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам!

В седьмой заповеди Бог завещал «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14). В песне про любовь в эпоху Возрождения очень красиво говорится о целомудрии и супружеской верности в следующих строках:

С детства я против распутства –
Не соглашуся ни в жисть!
Мало что ты – для искусства, –
Сперва давай-ка женись!

Песня «Скажи спасибо» учит людей не роптать, а благодарить за жизнь, ценить то, что человеку дал Бог. Ведь, как известно, Божьи планы всегда лучше человеческих планов. Возможно, автор хотел призвать людей, которые в тяжёлые минуты жизни помышляют о суициде, к тому, что жизнь важнее любых неурядиц. Возможно, и внёс этим свою лепту в борьбу с грехом самоубийства. Святитель Иоанн Златоуст на сей счёт проповедовал: «Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве».

Подумаешь – с женой не очень ладно,
Подумаешь – неважно с головой,
Подумаешь – ограбили в парадном, –
Скажи еще спасибо, что – живой!

Похожая идея и в песне «Лирическая». В последних строках автор даёт понять, что счастье не в богатстве. Ведь, как известно из Евангелия «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (от Марка 10:25).

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!

В Евангелии написано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Матфея 3:2)». Есть песни у Высоцкого и с покаянными мотивами.  Он знал о своих грехах и хотел от них избавиться.

Отпустите мне грехи
мои тяжкие,
Хоть родился у реки
и в рубашке я!

Или

Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Из пятой заповеди хорошо известно о почитании родителей. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе (Исход  20:12). Песня «Дорожная история», которая считается одним из лучших шедевров Высоцкого, содержит идею почитания родителей, а также любви к ближним. Последние слова говорят об отсутствии памятозлобия, умении прощать.

Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом, -
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал,
………
Я зла не помню - я опять его возьму!

О почитании родителей есть также песня «Величальная отцу».

Ай не стойте в гордыне -
Подходите к крыльцу,
А и вы, молодые,
Поклонитесь отцу!

Хорошие моменты поиска Бога, поиска истины содержит баллада об уходе в рай. Человек, побывавший на краю пропасти на грани смерти, осознаёт и понимает, что жизнь дана всего один раз и она не вечна. Автор рассуждает о загробной жизни, желает, чтобы даже после его смерти не пришлось на земле страдать его потомкам.

Земной перрон! Не унывай!
И не кричи - для наших воплей он оглох.
Один из нас поехал в рай, -
Он встретит Бога там - ведь есть, наверно, Бог!

Уйдут, как мы, в ничто без сна
И сыновья, и внуки внуков в трех веках…
Не дай Господь, чтобы - война, -
А то мы правнуков оставим в дураках!

Вот и сбывается все, что пророчится:
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно - уснуть!

Итак, прощай, - звенит звонок!
Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед!
А если там и вправду - Бог,
Ты все же вспомни - передай ему привет!

з песни «Райские яблоки» первая строка «Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем» напоминает, что оставит человек земную жизнь, и душа его попадёт в мир иной. Вся песня проникнута поиском Бога. Этой песней Высоцкий показал, что думает не только о материальных земных благах, а рассуждает о бессмертии души.

«Финальная песня» начинается словами, содержащимися в Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 1) Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В следующих строках говорится о Сотворении Мира (Бытие 1:6–7). И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет он воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая по твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. Высоцкий об этом пел следующее:

Сначала было Слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета, -
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.

Самой уникальной песней на христианскую тематику следует назвать «Купола», которая была написана для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но использована не была, зато стала актуальна сейчас. Не зря Русь испокон веков считали богоизбранной. Сколько труда вложили и продолжают вкладывать в позолоту куполов.

В синем небе, колокольнями проколотом, -
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!

Песня «Случай на таможне» объективно повествует об обстановке в стране в годы гонений на веру. Сколько тогда церковных ценностей было вывезено за границу. Яркий тому пример – наша покровительница Тихвинская икона Божией Матери, которая более полувека находилась в США. 

Таскают - кто иконостас,
Кто крестик, кто иконку, -
И веру в Господа от нас
Увозят потихоньку.

На фото: Брестская таможня: Варшавский мост. 1978 г.

Корсаков Александр Николаевич,
Учитель истории и обществоведения ГУО «Видомлянская средняя школа» Каменецкого района,
пономарь церкви Тихвинской иконы Божией Матери (Ковалёво, г. Брест)

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".