sheykoМы сегодня поговорим о внимании при молитве.Наш собеседник – настоятель прихода храмаСвятых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских д. Святица Ляховичского р-на о.Сергий Шейко.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

– В духовной практике (при молитве, чтении духовной литературы и др.), как правило, для большинства людей не удается добиться максимальной концентрации внимания. Отец Сергий, означает ли это, что плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными, а еще хуже, – бесполезными? Ведь благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом. У человека было искреннее стремление, потрачено и время, и усилия, даже нервы, а результат нулевой. Обидно как-то.

– Я, наверное, еще больше огорчу тех, кто удручается своими нолями, сказав о том, что ведь и чудо-прибора для измерения наших духовных результатов никто еще не придумал. Более того, я просто уверен, что человек, пытающийся заниматься сомооценкой «подвигов» в своей жизни, намного дальше отстоит от тех, кто не вычитывает ежедневно акафисты и каноны, а вместо этого исполняет одну простую просьбу Творца, находящуюся в Книге Притчей: «Сын мой! отдай сердце твое Мне (Прит.23:26)».

Для того чтобы мой взгляд был понятнее, следует обратить внимание на опыт священников, прослуживших, в отличие от меня, уже не один десяток лет своей жизни. К примеру, отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем к духовному чаду вот что говорит о молитве: «Ослабь свое молитвенное правило непременно. Ведь, когда начинают творить… молитву и одновременно сохраняют в душе и сердце страсти, - может случится и психическое повреждение. Так что все делай с советом и с учетом своего самочувствия. Нет у нас цели заморить себя и истощить, а цель молитвы – научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь.»

В этих словах главная суть всей проблемы современного христианина. Мы не стремимся жить, а подражаем, ведем некую духовную игру, потому что сами жить правильно не умеем, а научить нас практически некому. А ведь здесь некий парадокс! У христианства громаднейший духовный и Евхаристический опыт. Сотни книг с творениями святых отцов, где мы можем найти любой ответ на наши проблемы. Но вместо того, чтобы читать, скажем, святителя Иоанна Златоуста (ведь там написано языком, понятным для школьника), народ Божий скупает брошюрки с сомнительными названиями типа «Огород по православному…» При таком раскладе о наших результатах нужно скромно молчать.

– Рассеянность внимания. Что это с духовной точки зрения?

– Думаю, с духовной точки зрения это то, что говорится о состоянии наших прародителей сразу после их сотворения: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2, 25)». Есть в Священном Писании и другие места, отражающие суть вопроса, но мне нравится именно это, как приводящее нам пример того, что было в начале.

Смотрите, почему нагие люди противоположного пола гуляют вместе по одному саду, питаются, ведут общение… и не испытывают стыда от своей наготы? Вы знаете такие примеры сегодня, когда семья, являющаяся образцом благочестия и скромности, может жить так же, как Адам и Ева в раю? Однозначно нет. Мы стыдимся своей наготы. А наши прародители этого не замечали! Ведь они были тогда сосредоточены на Творце в такой степени, как ни один пустынник времен раннего христианства. Вот и ответ.

– Отец Сергий, а как настраивать себя на молитву? Ведь бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве. Нужно ли порой заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо?

– Ответ на этот вопрос я когда-то нашел в словах одного святого, который говорит так: «Молись и молитва сама тебя научит…» Общение человека с Богом способно открывать для нас некие новые категории богопознания, о которых мы, вне молитвенной жизни, узнать не можем. И главная беда скептиков или атеистов состоит именно в том, что они пытаются смотреть на жизнь, в лучшем случае, сквозь научно-практическую лабораторию, вместо того, чтобы обратиться к первоисточнику жизни – Творцу. Таким образом, получается белка в колесе, когда физических движений или интеллекта много, а эффект не соответствует действию.

Еще о внимании при молитве хорошо написал в своих «Письмах Баламута» Клайв Льюис, где Баламут, бес с опытом, учит своего младшего коллегу – бесенка Гнусика, как правильно искушать человека: «… Какова бы ни была природа сложного представления о Боге, главное следи за тем, чтобы подопечный молился именно своему представлению, идолу, которого он сам себе сотворил, а не Тому, Кто сотворил его…» Таких «представлений» о Боге, образе молитвы, или нашей жизни увы, намного больше, чем понимания того, что из этого истина, а что всего лишь плоды нашего воображения или невежества. Поэтому важно быть образованным духовно. Это не значит, что каждый христианин обязан закончить духовную академию, но это не значит и того, что мы не обязаны самостоятельно или с помощью людей знающих изучать Евангелие параллельно с христианской литературой. И, думаю, протестантские организации должны нас в этом подстегивать, как преуспевшие больше нашего.

Возвращаясь к последней части вопроса – понуждении себя молиться, хороший тому пример имеется в наших духовных школах, где воспитанники, пришедшие в семинарию из мира, порою именно понуждаются к тому, чтобы принимать участие в общей молитве. Первое время это для меня казалось дикостью, а потом я начал в душе благодарить администрацию Семинарии за то, что меня лишали возможности полентяйничать. Да, однозначно, заставлять себя необходимо, но опять же, не делая это самостоятельно, без мудрого руководства, хотя его сегодня очень сложно найти.

– Время суток влияет на «качество» молитвы? Мне посетовала одна знакомая, что соседка ввела себе в практику молиться ночью, причем делает это довольно громко – наши стены на это не рассчитаны.

– Да, а потом мы сетуем, что нас на работе начальник отругал за то, что мы дремали. Если серьезно, то каждый человек индивидуален. Кто-то, как я, например, больше приемлет ночной образ жизни, когда тебя не тревожат телефонные звонки, или другие посторонние шумы…, другим легче просыпаться ранним утром и вливаться полноценным образом в жизнь. Главное, чтобы моя бессонница, с чем бы она ни была связана – молитвой, чтением… не пробуждала в домочадцах или соседях жажду меня задушить. В противном случае, однозначно, молитва не пойдет на пользу.

– Вся наша жизнь проходит в суете, в постоянной борьбе за… Тут можно очень долго перечислять. И всё для человека кажется важным. В фильме «Остров» главный герой произнес такие слова: «Живи, как живёшь, только греха большого не делай». Отец Сергий, может быть, этого действительно вполне достаточно для жизни?

– Моей? А я придерживаюсь иного мнения. Грех не может быть большим или маленьким, грех всегда остается предательством, отступлением от Бога, вне зависимости от своего масштаба. Хотя сегодня само понятие греха стало всего лишь звуком, утратив суть. Это не то, что в начале подразумевало христианство. А подразумевало оно отпадение человека от Бога, отступление от Церкви. Здесь же и покаяние имело смысл прощения и воссоединения.

А вообще, если говорить о грехе, то следует иметь в виду наше отношение к святыни, Таинствам, богослужению. Какое это отношение? Его можно понять хотя бы по тому, кто из нас регулярно причащается. Я имею в виду тех, кто посещает храм постоянно. Сегодня даже в среде священников бытует убеждение, что мирянин не достоин причащаться более раза в месяц. Человек так и говорит: «Я бы с радостью, да батюшка не благословил…»

Это же некий казус в нашей жизни и смотреть на такие явления без страха невозможно. Потому что именно с «ограждения» человека от святыни начинается обмирщвление Церкви, приводящее, в конечном итоге, к деградации нашего сознания, подмене веры обрядоверием, «старцами», «православными» толмудами.

Так что, все же, наверное, жить нужно не так, «как живем»…

Беседовал Геннадий Левчук.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,03 руб., на 3 месяца – 3,03 руб., на полгода – 6,06 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".