sergiiИнтервью с благочинным Жабинковского округа, настоятелем Свято-Покровского храма г.Жабинки, Сергием Петрусевичем.

– Отец Сергий, часто люди жалуются, впервые переступив порог храма, на холодность и даже высокомерие церковных сотрудников. Особенно, когда сделаешь что-то не так. Откуда такое? Может быть, жалуются те, кто сам ведет себя недостойно? И не только в Церкви? Смиренные по воспитанию, по природе жаловаться не привыкли. Другими словами, есть ли проблема?

– Проблемы нет. Человек встречается в храме с подобным себе: высокомерный – с высокомерным, грубый с грубым и т.д. Такие встречи есть и в обычной повседневной жизни: сколько грубости в общественном транспорте, в очереди в больнице, и т.д., но это проходит без особого внимания со стороны человека, реакция вполне спокойная. В храме Господь подносит к человеку зеркало, чтобы он в нем увидел самого себя. А что мы делаем, когда видим перед собой зеркало? Устраняем непорядок: оглядываем лицо, волосы, одежду, чтобы в лучшем, достойном виде предстать перед окружающими нас.

– Любой человек жаждет любви, понимания, ожидает, что эту любовь найдет. Хотя бы в храме. Где же еще?

– Если ты любишь своего ближнего, а еще лучше своего врага, то в храме ты обязательно встретишься с ответной любовью. Нет любви – никого не вини. Любовь нужно искать не где-то, а в самом себе. Но это так трудно...

– Часто обвиняют самих приходящих в храм – типа, это вас бес искушает. Но не всё же сваливать на рогатого.

– Конечно не все. Но не без этого. В казино ведь не искушает.

– А может быть, людей капризных становится всё больше? Эгоизм, гордыня – очень немногие понимают опасность этого в себе. Отец Сергий, чем чреваты для человека именно гордыня и эгоизм?

– Чреваты самоубийством сначала души, а потом тела. Источник гордыни – диавол. Горделивый человек никогда не бывает доволен. Он постоянно требует к себе внимания и похвалы, с величайшим удовольствием принимает незаслуженную похвалу в свой адрес. Как ни странно, он чувствует удовлетворение (временно), когда его все вокруг обманывают. Последнюю бездарность превозносят пустыми возгласами: "Вы у нас самый, самый, самый..." А когда эту песню прекращают петь? Представьте, такой человек зашел в храм... Даже если ему никто ничего не скажет, ни хорошего, ни плохого, все равно будет плохо. Если бы у входа в храм такого человека встречали святые Ангелы, обвинений в адрес Церкви меньше бы не стало. Вывод был бы примерно таким: "Такие уж тут все святые, что просто зло берет".

– Есть выражение: «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся». В этой народной мудрости есть четкий совет, даже ответ на то, как избежать возможных проблем, обид, испорченного настроения и т.д. Чего уж точно нельзя делать в храме: вне и, тем более, во время службы?

– Точно нельзя забывать, что ты находишься на месте особого присутствия Бога, помня слова библейского строителя храма премудрого Соломона, когда он молился Богу после постройки храма: " Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Будет имя Мое там", услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем, услышь моление раба Твоего" (3Цар.8, 27-30). И Господь отвечал на его молитву: "Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3Цар.9,3).

– Отец Сергий, мы все неидеальны. Поэтому вопрос: что может вызвать раздражение тех, кто служит при храме? В идеале этого не должно быть, но случается… И почему так происходит?

– Нужно учиться терпеть друг друга. Раздражение может вызвать все, что угодно, например, играющая музыка мобильного телефона, особенно после того, как его попросили отключить при входе в храм. Почему Господь поставил людей, а не Ангелов встречать приходящих в храм? Потому что человек не смог бы подойти к храму на пушечный выстрел. Ангелы не понимают человеческих слабостей, для них непонятно, как можно после хождения по рынку среди сквернословия, табачного дыма и проч. идти в храм – место особого присутствия Бога, перед Лицом Которого они в страхе закрывают свои лица крыльями, и на пороге храма разговаривать по телефону, а еще хуже и в самом храме, а потом с рассеянным умом блуждать среди икон, думая, кому поставить свечку, на удачу в бизнесе. Вот такой вполне реальный пример из нашей повседневной жизни. А человек, который тебя встречает такого в храме, пытается с тобой говорить, пусть не всегда сдержано, но ты помни, что со святым Ангелом было бы куда больше у тебя "проблем".

– Однажды прочитал, что люди приходят с вполне «серьезной» просьбой – отпеть умершую собаку. В Вашей практике были какие-либо необычные просьбы?

– В моей практике такого не было, но вообще, проблема существует и скорее всего она будет усугубляться. Человечество медленно идет по пути отказа от воспроизведения подобного себе. Вполне уже привычен образ современной молодой семьи: муж, жена и собака, которая стала для них ребенком. Когда место человека в обществе занимает животное, появляются озвученные в Вашем вопросе безрассудные просьбы. Нельзя менять местами собаку и человека, даже если последний ведет собачий образ жизни. Он является образом и подобием Бога, пусть и помраченным, но не утерянным. Животное этого не имеет. Читайте слово Божие: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1,28). Место человека и место животного очень четко обозначено Самим Богом. "Плодитесь и размножайтесь", а не возвышайте животный мир до уровня самого драгоценного в глазах Бога – человека, сохраняющего в себе дыхание Божества.

– Кстати, люди, которые идут служить в храм (мирские), знают, на что идут. Разве их не предупреждают о возможных трудностях, не настраивают относиться к этому со смирением, как к неизбежному испытанию, данному для духовного укрепления?

– Работники храма – не святые, а только стремятся к святости.

– Отец Сергий, в июньском номере «ДВ» была небольшая статья, где сказано, что за последние 5 лет в Европе зафиксировано 800 случаев нетерпимости в отношении христиан. В России и у нас, в меньшей степени, эти случаи тоже есть. Может быть, что-то не так в нашем поведении?

– За что распяли Спасителя? Что было не так в Его поведении? Все было абсолютно верно, настолько верно, что грешный мир не смог вынести абсолютную правду и убил Учителя. И сегодня христиане идут путем Христа. Они не могут говорить ложь, не могут сказать на черное – белое, не могут сказать, что аборт – это хорошо, блуд – норма жизни. А мир не может это слышать и ему легче умертвить христианина, чем самому измениться. Шествие за Христом продолжается.

– А Вас самого, когда Вы входили в церковную жизнь, сильно задевали проявления грубости и холодности или Вы спокойно к этому относились?

– Я воспитывался в семье священника и научен относиться к таким вещам спокойно и немного с юмором, чего советую всем, кто когда либо обижался в храме.

Вопросы задавал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".