sergiiВеликий печальник и заступник русской земли, преподобный и Богоносный отец наш, Игумен Радонежский и всея России чудотворец, возбранный воевода, – так с любовью почитают величайшего святого на Руси. Он же называл себя “грешным черницем”, бежал от суетной славы человеческой как от погибели, “никогда не одевался он в красивые или мягкие одежды”, трудился наравне со всеми и даже сверх того, выполняя самую неблагодарную и трудную работу, вместе с тем был носителем истинного православного духа, высшей степени благочестия и святости.

Наша беседа с настоятелем Свято-Покровского храма г.Жабинки, благочинным Жабинковского округа священником Сергием Петрусевичем.

– Когда мы слышим, читаем о настоятелях или игуменах монастырей далеких от нас лет, то невольно представляем, что они основали обитель, строили ее и никуда оттуда всю свою жизнь не выходили. Отец Сергий, на примере преподобного Сергия Радонежского можно ведь эти представления изменить?

– Да. Во-первых, в истории Русской Церкви не много было основателей монастырей, которые могли бы сравниться с преподобным Сергием по числу основанных обителей.

Во-вторых, преподобный Сергий часто покидал монастырь не по своей воле, а по просьбе своего духовного наставника митрополита Московского Алексия, подчиняясь воле священноначалия, для умиротворения княжеских раздоров, помня о том, что княжеские междоусобицы и феодальная раздробленность уже привели однажды к нашествию монголов. Преподобному чужды были идеи властвования над кем-либо, а тем более вмешательство в княжеские дела. Но только любовь к Родине и забота о сохранении веры на Руси направляла его стопы туда, где желали слышать его «тихие и кроткие слова». Сила духа преподобного, его кроткий лик и очевидная святость были главными аргументами в этих беседах. Важно не то, какие слова произносятся, а то, кто за ними стоит. "Вся его жизнь, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – была целиком и без остатка посвящена служению Богу и русскому народу. Едва ли кто-то на Руси больше любил свой народ, чем преподобный Сергий, а перед этой силой любви ничто не может устоять".

– В те давние времена население было небольшим, огромное пространство тишины. Но в то же время находились люди, которые искали еще большей тишины, уединения. Для современного человека, которому мир тесен из-за ежесекундного потока информации из любой точки земли, это совершенно непонятно. Или все зависит от внутреннего состояния человека, его психики?

– Человек склонен к уединению в большей или меньшей степени. Мы переживаем сегодня общенародный страх по отношению к тишине, а как раз тишина и позволяет человеку настроиться на правильную волну, где можно расслышать Бога и принять правильное решение.

– Московский протоиерей Димитрий Смирнов привел неутешительные примеры духовного составляющего современного молодого человека. Среди студентов первого курса МГУ и еще некоторых вузов проведено более 1000 анкет. И что увидели? Из тех ценностей, которые владеют умами нашей молодежи, первая – это материальное благополучие, вторая – сексуальная удовлетворенность. Честь, советь – уже на десятом, девятом месте. И это русские люди, которых воспитали за последние 20 лет! Отец Сергий, как бы вы прокомментировали эти данные опроса? Может быть, такое состояние только у тех, кто поступает в престижные ВУЗы, неважно Москва ли это, Минск и т.д.

– К сожалению, эти данные отражают состояние определенной части молодежи, независимо от места ее пребывания. А это наше будущее. Пусть тяжелое, но наше. Мне хочется привести пространное размышление Е. Поселянина из его книги «Преподобный Сергий и Россия», которое словно луч надежды согревает, после изучения вышеприведенного опроса и само собой напрашивающегося ответа. "Русские люди, – хочется сказать теперь, страдая тем, что у нас происходит и вспоминая дела преподобного Сергия и его веру в русский народ, – не падайте духом в годину безвременья… И не думайте тогда, что всему конец, что все погибло, что обман окончательно торжествует, что не осталось более крепких и сильных людей... Неужели столько великих людей поработало на благо Русской земли, столько дивных чудес совершилось на ее пути, столькими несказанными страданиями мучились былые работники Русской земли, чтоб все здание, которое они так долго потом и кровью возводили, вдруг рухнуло по первому желанию злых людей. Помните мудрое слово, сказанное одним верующим сердцем, которое глубоко прочувствовало значение преподобнаго Сергия для Русской земли: "Когда все уже кажется на Руси гибнущим, тогда воздвигается Сергий". Знайте, что горят еще усердные огни у тихой раки Радонежского игумена. А пока эти огни не погаснут, не погибла еще Русская земля.

– Кстати, вновь о студентах, об учении вообще. Ведь к преподобному Сергию обращаются с молитвой о помощи в изучении наук.

– Да. Но, хорошо было бы помнить студентам и, вообще всем, что в образе преподобного миру Богом был явлен вполне доступный пример нравственного совершенства, как общечеловеческий идеал. Сквозь века звучит призыв преподобного Сергия, обращенный к человеку: «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». И эти высокие идеи нравственного совершенства куда более важны, чем просто, от случая к случаю, просить святого об успехах в учебе.

– И еще одна из сторон жизни преподобного. XIV в. Только начинает набирать силу процесс собирания земель вокруг Москвы. Княжеские междоусобицы и феодальная раздробленность уже привели к нашествию монголов. Своим авторитетом «игумен земли Русской» всячески попытался предотвратить поводы для раздоров. Отец Сергий, есть ли яркий пример из жизни преподобного, который бы дал отправную точку опоры для политиков в разрешении конфликтов, в частности, в умиротворении ситуации в соседней Украине?

– Вся жизнь преподобного – один яркий пример всем сословиям. Для Руси он стал личностью такой духовной силы, вокруг которой объединились здоровые силы, осознавшие, что защита своей земли – это, прежде всего, задача «духовной безопасности».

Почему объединились? Ведь не было громких лозунгов и призывов, обещаний и посул. Потому что преподобный призывал не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. Народ услышал безмолвную проповедь преподобного Сергия. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит поразительным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Как этого не хватает сегодня! Кто готов, из тех, кто создает конфликтные ситуации, расслышать тишину преподобного и своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн явить крепость духа, чтобы спустя 700 лет о нем вспоминали как вспоминают о преподобном Сергии Радонежском.

– Отец Сергий, ваше самое яркое впечатление из жития преподобного, его совет для ныне живущих.

– Услышал он ропот братии под началом своего родного брата Стефана, оставил основанный им монастырь и ушел. Отличный пример всем, кто пытается доказать свою справедливость. Вот завет преподобного: "А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим".

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2017 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 0,94 руб., на 3 месяца – 2,82 руб., на полгода – 5,64 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".