war1Сегодня все чаще и чаще в средствах массовой информации приходится слышать о войне. Слово «война» уютно прописалось в новостные сводки и оттуда стремится перебраться в сознание большинства людей. Френдленты социальных сетей кишат записями о военных действиях вперемешку с красивыми фразами, крылатыми выражениями особ разного статуса и положения.

Если заглянуть в Википедию, то там мы встретим такое определение: «Война́ – конфликт между политическими образованиями – государствами, племенами, политическими группировками и т. д., – происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и др.». Войны бывают разные: Гражданские, Отечественные, прочие локальные конфликты, например, на Ближнем Востоке, в Чечне, Афгане, Ираке, Сирии и вот теперь у порога, в соседней и братской Украине…

Просматривая заметки друзей, не перестаешь удивляться – с какой зажигательностью и эйфорией они говорят о войне. О том, что война – естественная необходимость человечества, так нужная для торжества правоты и правды отдельного народа или нации в целом. Да, именно так. Послушав таких горе-проповедников войны, невольно ловишь себя в соглашательстве с подобного рода ораторами, сам начинаешь думать как они и невольно приходишь в ужас от себя самого. Ведь с момента грехопадения человечество морально деградирует, оправдывая свои греховные поступки благими целями. Каждый век в истории человечества не обходился без кровопролитных войн. И чем больше люди становились или считали себя цивилизованными, тем более мощными и разрушительными были последствия войн, примером чему является весь XX век, названный некоторыми «эрой милосердия».

Но сейчас вернемся к самим глашатаям войны и их горячим призывам – эйфория, та нездоровая романтика войны, манящая тысячи и миллионы людей, чувство правды, силы и превосходства одних над другими – все это свойственно человеку, но… Есть, казалось бы, одно маленькое «но»:– все эти хрустальные мечты разбиваются со взрывом первых бомб над твоим домом и с первой похоронкой, пришедшей на твой адрес или на почту твоих друзей. Достаточно вспомнить крайне «патриотичных» немцев в периоды перед двумя войнами, их национальный подъем и веру в идеи рейха и великой Германии. Именно немецкий народ, государственной позицией коих было расовое превосходство над другими во имя великой страны, ярко выступает в мировой истории как «притча во языцех», как люди, коллективно наступившие дважды на одни и те же грабли.

У Бога цели и правда – иные. Планы Творца часто не совпадают с нашими «глобальными». Бог есть абсолютный мир. Не случайно первые слова молитвы есть призыв: «Миром Господу помолимся». Бог не пребывает в озлобленной душе, Он чужд войне. В невидимом мире падение Денницы вызвало первую войну среди Небесных Ангельских Сил. И коль речь зашла о духовном, то необходимо указать, что в Евангелии от Матфея 24 главе Господь наш Иисус Христос ставит войну в ряд глобальных катастроф человечества, признаком Второго Пришествия и Страшного Суда. Война есть малый суд над воющими народами, частный апокалипсис нации и урок потомкам. Война – родная сестра смерти, а смерть – катастрофа человечества, результат греха и своевольного ослушания первых людей.

В нынешнем 2014 г. Беларусь будет отмечать 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Дата со слезами на глазах: каждый четвертый, по официальной статистике, пал в борьбе с военными романтиками, бредящими чистотой нации. Нынешние мечтатели пусть внимательно почитают военную литературу того времени, чтобы яснее понять печальный итог действий подобного рода. Какой огромной ценой была добыта Победа. Прекрасные литературные произведения В. Быкова, К. Симонова, Г. Белля, Э. Ремарка и др. отвернут их от национальных амбиций и притязаний.

Тут же возникает вопрос: может ли христианин воевать? Ответ на данный, давно напрашивающийся, вопрос мы находим в Священном Писании Нового Завета: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей (близких) своих» (Ин. 15,13). Защита Отечества и живущих в нем, т.е. соотечественников – это тот единственный случай, когда христианин может и должен взять оружие и стать на путь оборонительной войны. Примером тому много святых угодников-воинов в наших церковных святцах.

Но войны XXI в. носят более информационный характер, общего зомбирования масс при помощи «нужных» СМИ, которые должны «правильно» освещать события. В основе такого освещения часто лежит ложь, и ее процент, зависит от ситуации, продажности хозяев и руководства СМИ. Невольно приходят на ум слова нацистского пропагандиста Йозефа Пауля Геббельса: «Чем наглее ложь, тем легче в нее поверить» и далее «дайте мне средства массовой информации – и я из любого народа сделаю стадо свиней». Думаю, дальше нет смысла писать о значимости информационных войн и их актуальности в наше время. Но результат современного информационного противостояния есть путаница между правдой и ложью в головах обывателей. Тут, как ни к месту, стоит привести слова Джорджа Оруэлла: «Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм».

В заключение хочется привести слова святого апостола Павла: «Смотрите как опасно ходите» (Еф. 5,15). Не стоит верить всему, что нам подают сегодняшние СМИ в красивой обертке, но нужно стремиться различать правду и ложь, чтобы не быть обманутыми и не стать участниками «бесплодных дел тьмы» (Еф. 5,11). А многим, по-военному настроенным друзьям, хочется привести слова пожилого человека, пережившего ужасы ВОВ: «Не стоит искать войну, если нужно – она сама тебя найдет», но лучше чтобы этого не случилось…

Павел Романович

В ходе подготовки материала автор задал вопросы некоторым читателям:

1. Три слова, с которыми у вас ассоциируется слово «война».
2. Как вы считаете, кто или что является источником, инициатором войн?
3. Расскажите, как прошла война через судьбы членов вашей семьи (дедов, прадедов…).

1. Слезы, Родина.
2. Безмерное желание править кем-то. Гордыня, желание отстоять свое "Я ", как нечто большое, не глядя на судьбы граждан. И, как мне кажется в последнее время, желание ИСТРЕБИТЬ ПРАВОСЛАВИЕ (в частности, Украина)
3. Заставила их в первую очередь понять, что Бог есть и поверить в Него всей душой. (Мой прадед был ярым атеистом до войны)
Григорий, школьник, г. Ивацевичи

1. Деньги, власть, злость.
2. Ответ на 2-й вопрос, как и на первый.
3. Труд бабушек и дедушек на заводах по производству оружия на фронт. Жили плохо. В голоде. И после войны тоже. Но были счастливей, чем сейчас люди, которые имеют все.
Геннадий, предприниматель, г. Брест

1. Слезы, слезы, слезы… Вот три слова, с которыми ассоциируется война. Много можно писать горестных и душе проницаемых эпитетов, но зачем, ведь они умещаются в одно слово. Война… Плачет все вокруг…Плачут все вокруг…Люди, маленькие и большие, счастливые и несчастные, ворчливые и веселые – все становятся причастны к этой трагедии. Война поглощает людей, губит судьбы, разлучает любимых и забирает родных… Ничего, кроме нескончаемого потока слез, она не несет. И никогда не будут прощены люди, из-за которых глаза детей были наполнены горькими слезами, из-за которых они не увидели настоящего детства, не играли с друзьями и не видели солнца. Хочется прокричать каждому, у кого в руках автомат: остановитесь, люди, выбросьте оружие, не надо больше слез.
2. С чего начинается война? Где та точка отсчета, то место, где прорастает зло? Ответ прост. И он заключается в нас самих. В нашем окаменевшем сердце. Мы разучились чувствовать ответственность. Ответственность за тех, кто рядом с нами. Мы научились предавать, грабить и убивать, быть необычайно жестокими и непреклонными. Мы перестали быть источниками любви, мы становимся источниками войн. Малых войн наших душ, которые, выплескиваясь наружу, превращаются в одну большую кровопролитную борьбу.
Татьяна, студент медик, г.Гродно

1. Гордость, смерть, страх
2. Человеческая гордыня и алчность
3. Два моих прадеда умерли на Великой Отечественной войне. Дедушка по материнской линии не раз рассказывал о своём детстве, полном страха и горя. Его мама, моя прабабушка, была вынуждена кормить пятерых детей сама. Поэтому приходилось серьёзно работать с самого детства. Он говорил, что порой картошка и хлеб были самыми вкусными продуктами, а если удавалось попить молока или съесть яиц, то это уже было настоящим праздником. Вот таким было детство моего дедушки в Великую Отечественную войну.
Димитрий, семинарист, п. Жировичи

1. Убийство, смерть, несчастье
2. По моему мнению, инициаторами войны являются люди, так как они борются за власть в мире. Каждый хочет, чтобы было так, как угодно ему и как он того хочет, несмотря на то, что есть люди, у которых есть свое мнение и которые живут в свободной стране.
3. Я точно не знаю, как война прошла через моих дедушек и бабушек. Но я знаю точно, что не все немцы были ”животными”. Мой прадедушка рассказывал моему папе, что пошел на войну примерно в 1942 году и воевал под Гомелем. Был такой случай, когда на него ехал танк, – мой дед упал на землю. Буквально в нескольких метрах от него танк остановился, из него вышел рыжий молодой немец и жестом показал моему деду, чтобы тот бежал. И благодаря этому немцу мой прадед выжил. Я не знаю, какие у него были медали – дедушка не рассказывал. А после войны его со своей семьей отправили в другой город. Но мы часто ездим с моим папой под Гомель, на то место где раньше жил мой прадед. Только от дома остался кирпичный подвал и большая яблоня. А деревни той уже давно нет.

Юлия, студентка, г.Брест

1. Слово "Война" ассоциируется у меня со словами ужас, наказание, чистилище.
2. Источником войн являются, на мой взгляд, амбиции людей, люди, которые считают себя вправе решать судьбы других не просто людей, а целых народов. Источник этого поведения – отход от понимания, что нельзя быть выше Бога.
3. Один мой дед воевал в партизанском отряде в Минской области, потом в Красной Армии, тяжело был ранен под Кенигсбергом. Второй мой дед воевал в Армии Андерса, участвовал в битве при Монте-Касино. После войны вернулся в Гродно и был выслан вместе с семьей за Урал.
Светлана, доцент, г.Гродно

1. Страх, хаос, смерть.
2. История нас учит тому, что единой причины или источника войн просто нет. Войны начинались из-за женщин, придворных интриг, не снесенного оскорбления, личных амбиций, с целью обогащения и т.д. И все же попытаемся подвести под общий знаменатель... Мне кажется, что причиной или источником войны является патологическая неспособность или нежелание услышать и понять противоположную сторону.
3. Один из прадедов погиб в первой мировой. Прабабка 7 детей воспитывала одна. Дед по линии отца воевал в ВОВ. Дошел до Берлина. Рассказывал о войне всякие ужасы. Например, как потерял в один миг под артиллерийским огнем всех своих друзей-сослуживцев.
Священник Димитрий, г.Брест

1. Кровь, насилие, смерть.
2. С точки зрения материального мира – инициаторами войн являются политические лица, усматривающие в войне экономические выгоды, а с точки зрения мира духовного – гордость, тщеславие, зависть – грехи, разрушающие не только самого человека, но и мир, вокруг него.
3. В моей семье единственным очевидцем войны является моя бабушка. Она сама не была участником военных действий – на момент начала войны ей только исполнилось восемь лет, однако, ее старший брат, мой дед, прошел всю войну до самого Берлина и, молитвами матери, вернулся домой невредимым…
В детстве я не любила, когда бабушка рассказывала мне о войне, потому что она не могла сдерживать слезы, а мне становилось страшно, и я плакала вместе с ней. И тогда бабушка успокаивала меня и говорила: «Дай Бог, чтобы вы никогда не узнали, что такое война».
Екатерина, психолог, г.Брест

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".