«Был человек в земле Уц, имя его Иов» (Иов 1, 1). Такое имя было широко распространено в конце II тыс. до н. э. у западно-семитских племён. Земля Уц находилась, вероятно, на Аравийском полуострове или где-то возле него. Своё название она получила от Уца – правнука Ноя (Быт. 10, 23) или племянника Авраама (Быт. 22, 21).
Про Иова известно, что «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (1, 1). Имел большую семью – «семь сыновей и три дочери» (1, 2), был богат и «знаменитее всех сынов Востока» (1, 3). Приносил жертвы за своих детей, «ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём» (1, 5).
И в короткий миг Иов всего лишился: и имущества, и детей, а вскоре и здоровья: весь покрылся «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (2, 7). Проказа, или лепра, - тяжёлое инфекционное заболевание, при котором на коже, в других тканях и органах образуются плотные узлы. Они постепенно изъязвляются; поражаются кости и нервная система. Но и в таком состоянии Иов оставался верным Богу, говоря: «<…> наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге» (1, 21-22).
Видя его страдания, жена сказала: «<…> ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (2, 9-10).
О своём физическом и душевном состоянии он говорил: «<…> о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей» (6, 2). «Тело моё одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится» (7, 5). «Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в доме моём и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их» (19, 14-15). «<…> страдания мои тяжелее стонов моих» (23, 2).
Но при этом он сохранял в своём сердце упование на Бога: «<…> я буду надеяться” (13, 15). Да и на кого, главным образом, может уповать человек? «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (17, 3). Надежда Иова простиралась и за пределы временного бытия: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (19, 25-27).
Казалось, Создателем совсем забыто его творение. «О, если бы я знал, где найти Его!» (23, 3), - восклицал Иов. – «Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а Ты только смотришь на меня» (30, 20). Однако при этом Иов рассуждает: «Но где премудрость обретается? и где место разума?» (28, 12); «<…> вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (28, 28).
Бóльшую часть книги составляет диалог Иова с друзьями, пришедшими утешить его. «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (6, 14). Но вместо этого друзья стали голословно укорять Иова, что он страдает за свои тайные грехи (22, 6-11). «Сблизься с Ним – и будешь спокоен; чрез это придёт к тебе добро» (22, 21), - сказал Елифаз Феманитянин. Ещё более самоуверенным в своих обличениях был Елиуй: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым» (34, 36); «<...> слова мои точно не ложь; пред тобою – совершенный в познаниях» (36, 4).
Друзья говорили много правильных слов. Например, о покаянии и познании Божьей воли (34, 31-32); о кратковременности веселья беззаконников (20, 5; 20, 12-13); о тщетности надежды лицемера (27, 8-10; 27, 20); о вразумлении свыше (33, 14-22; 33, 29-30). О богопочитании: «Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (37, 24). О синергии – соработничестве Бога и человека – сказал Елиуй: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение» (32, 8). При этом друзья лишь усугубляли страдания Иова, ибо в их речах не было одного – сострадания. Зато были уверенность в своих знаниях и своей праведности.
В конце книги «Господь отвечал Иову из бури» (38, 1), развевая все его сомнения о Своей воле и промысле. Таким образом, вся книга Иова, как заметил епископ Александр (Милеант) в своём труде «Ключ к Библии», «затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием», поскольку «иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения в добре, для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божьей». Вспоминается при этом евангельский эпизод о том, как апостолы спросили Христа о слепорождённом: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 2-3).
Об авторстве книги Иова существуют разные мнения. Вероятно, её основу составляют воспоминания самого Иова, который, как известно из 42-й главы, после выздоровления прожил ещё 140 лет, а этого более чем достаточно для осмысления пережитого. Дальнейшая литературная обработка была совершена кем-то из евреев, иначе текст не попал бы в свод священных книг. Не исключено, что к этому труду имел отношение царь Соломон (Х в. до н. э.), поскольку его рассуждения о премудрости (например, Притч. 1, 7) сильно созвучны со словами Иова (Иов 28, 28) о ней.
Время жизни Иова также точно неизвестно. Но на основании косвенных данных можно заключить, что он жил около ХХ в. до н. э., в эпоху патриархов. Известно, что после Всемирного потопа продолжительность жизни людей постепенно снижалась. Но если Иов после выздоровления прожил ещё 140 лет, то всего лет его жизни, должно быть, около 200, что имело место в названную эпоху. Так, Фара, отец Авраама, прожил 205 лет, сам Авраам – 175, Исаак – 180, Иаков – 147. Упомянутые племена савеян и халдеев (Иов 1, 15-17) занимались скотоводством во времена Авраама, позже оно перестало быть для них основным занятием. Еврейское слово «кесита» (Иов 42. 11), или «сто монет», в Библии употребляется ещё дважды (Быт. 33, 19 и Нав. 24, 32) – оба раза применительно к патриарху Иакову.
Владислав ЛУПАКОВ