appleНациональная неоднородность человечества – факт, оцениваемый разными людьми с противоположных точек зрения.
Для кого-то национальность – предмет гордости и даже чуть ли не идольского поклонения, а кто-то, желая единения с другими людьми, не придаёт ей особого значения. Очевидно, что в этом вопросе желательно избежать обеих крайностей.

Человечество было полностью единым, когда состояло всего из одного человека – Адама. С появлением Евы оно оказалось разделённым по половому признаку. Когда у них родились дети, возникло разделение по возрасту, а затем по роду занятий и на отдельные семьи. Крах затеи по строительству Вавилонской башни привёл к разделению человечества на языки и народы (Быт. 11, 7-8). Следствие склонности человека к греху – изобретение ложных религий, поклонение местным божествам. Об этих религиях Священное Писание говорит: «… все боги народов идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95,5). «… к Тебе придут народы от краёв земли и скажут: “только ложь наследовали отцы наши, пустоту и то, в чём нет никакой пользы”» (Иер. 16, 19).

Изначально «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11, 1). Появление этносов (греч. еthnos – народ) – следствие греха. Однако их дальнейшее существование – не грех, но данность.

vosk2Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; её труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.

Притч. 6, 8.

Воски – смеси веществ, состоящие из сложных эфиров, свободных жирных кислот, воды, углеводородов и т.д. Так, в пчелином воске обнаружено свыше 300 различных веществ, особенно велика доля в нём мерицилового эфира пальмитиновой кислоты.

У всех восков, независимо от происхождения (растительного, животного, минерального), есть общие признаки:

- сложный химический состав (представляют собой смеси веществ);
- пластичны, что позволяет придавать им нужную форму;
- размягчаются при невысокой температуре (до 40 °С);
- плавятся в размахе температур от 60 до 90 °С;
- нерастворимы в воде, незначительно растворяются в спирте, хорошо - в бензине, бензоле, хлороформе;
- химически малоактивны.

karym2Нягледзячы на сугучнасць слоў “карымы” і караімы”, для этнаграфіі і рэлігіязнаўства яны азначаюць рознае. 

Пад карымамі могуць разумецца:
-​ карэнныя забайкальцы, нашчадкі ад змяшаных шлюбаў рускіх з буратамі або эвенкамі;
-​ ахрышчаныя бураты.

У першым выпадку “карым” з’яўляецца сінонімам слова “гуран” (ад мангольскага “гуран” – самец казулі). Забайкальскія казакі шылі зімнія шапкі з шкур гурана, захоўваючы на іх рожкі. Доўгія зімы спрыялі таму, што выгляд шапкі адклаўся ў свядомасці іншых жыхароў края і даў мянушку ўсёй этнаграфічнай групе. Гуранамі часам называюць усіх забайкальцаў-еўрапеоідаў.

Рускія перасяленцы ў Забайкаллі прынеслі свае звычаі, праваслаўную веру, навыкі земляробства і дойлідства. Разам з тым яны засвоілі некаторыя гаспадарчыя традыцыі тубыльцаў. Мелі месца і міжэтнічныя шлюбы. Паступова склаўся асаблівы антрапалагічны тып з перавагай еўрапеоідных рысаў, этнічнай самасвядомасцю, якая адрозніваецца ад самасвядомасці і рускіх з Еўрапейскай Расіі і мясцовых народаў.

solovkiВ Священном Писании неоднократно встречаются слова «святость», «святыня», «святой».

Святость – неотъемлемое качество Бога, связанное с Его неотмирностью, запредельностью, величием: «<…> и покажу им Моё величие и святость Мою» (Иез. 38, 23); «Клялся Господь святостью Своею» (Ам. 4, 2); «Отче Святый!» (Ин. 17, 11); «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт!» (Откр. 4, 8).

В еврейском языке для обозначения всего возвышенного и выходящего за рамки обычного использовалось слово «кадош». В греческом тексте Нового Завета святость передана тремя различными словами:

1. «агиос» - обозначает святость Самого Бога, а также то, что Ему посвящено, что очищено для Него;

2. «иерос» - предназначенный Богу; часто это связано с понятием храма;

3. «осиос» - характеристика человека, связанная с его благочестием, преданностью Творцу, нравственной чистотой.

tabun2В селении жил очень бедный старик, но даже монархи завидовали ему, потому что у старика был прекрасный белый конь. Цари предлагали за коня сказочную цену, но старик всегда отвечал отказом.

Однажды утром коня не оказалось в конюшне. Собралось всё селение, люди сочувствовали:

– Глупый старик. Уж мы-то знали, что однажды коня украдут. Лучше было бы продать его.

Какое несчастье!

Старик, смеясь, ответил:

– Не торопитесь с выводами. Просто скажите, что коня нет в конюшне – это факт. Не знаю, несчастье это или благословение, да и кто знает, что последует дальше?

Через пару недель конь вернулся. Он не был украден, просто вырвался на волю. И не просто вернулся, а привёл с собой дюжину диких коней из леса.

vino2В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками.

Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».

Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.

Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".

Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).

cvety3Если правда, что начало дня определяет всё его дальнейшее течение, то неудачно сложившееся для Светланы Анатольевны утро понедельника предвещало ей только неприятности. Автобус пришёл раньше обычного, и Светлана Анатольевна, подбегая к остановке, успела рассмотреть лишь его сигнальные огни вдалеке. Расплачиваясь за проезд в маршрутном такси, она обронила кошелёк и второпях так и не смогла собрать рассыпавшиеся деньги. Попытка сократить путь дворами обернулась неприятной необходимостью преодолевать бесконечные лужи и непролазную грязь.

Педсовет в методическом кабинете подходил к концу. Директор детдома Людмила Павловна гневным взглядом проводила Светлану Анатольевну, крадущуюся к свободному стулу. Упрекать опоздавшую не имело смысла. Тема заключительного выступления директора перед педколлективом и без того могла сразить намертво любую слабонервную воспитательницу.

– К нам едет комиссия из министерства, – мрачно сообщила Людмила Павловна.

Комиссию в детдоме ожидали давно. Известие о скорой встрече с нею погрузило методкабинет в зловещую тишину.

pamyatnik2В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть. Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.

У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.

Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди. Будто увидела что-то, внезапно поразившее ее. Батюшка выпрямился, выжидательно глядя на женщину. Она продолжала стоять неподвижно. Через минуту-другую резко повернулась и быстро пошла к выходу из храма, почти побежала. Я успел увидеть заплаканное лицо, глубокие серые впадины под глазами, отчетливо видные, потому что все лицо, бледное да еще припудренное, выглядело особенно белым.

uchit2Тогда сказал ему Пётр: Господи!
к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Лк. 12, 41.

В литературоведении под притчами изначально понимался короткий иносказательный рассказ с нравственным поучением. В ХХ веке появились романы-притчи, драмы-притчи. Притче в традиционном понимании не важны место и время события, особенности характера героев; для неё главное – само назидание.

В Библии притчи встречаются как в Ветхом Завете (Притчи Соломона), так и в Новом (в Евангелиях). Но если Соломон в них говорит о повседневной бытовой и ритуальной практике, то евангельские притчи на знакомых людям жизненных примерах повествуют о вечном. Составной частью ряда притч в Евангелии является их толкование. Где его нет, очевидно, ставится цель подвигнуть слушателя и читателя к собственному размышлению, внутреннему труду, поиску.

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано <…>; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат <…>, ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 10-15).

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".