karym2Нягледзячы на сугучнасць слоў “карымы” і караімы”, для этнаграфіі і рэлігіязнаўства яны азначаюць рознае. 

Пад карымамі могуць разумецца:
-​ карэнныя забайкальцы, нашчадкі ад змяшаных шлюбаў рускіх з буратамі або эвенкамі;
-​ ахрышчаныя бураты.

У першым выпадку “карым” з’яўляецца сінонімам слова “гуран” (ад мангольскага “гуран” – самец казулі). Забайкальскія казакі шылі зімнія шапкі з шкур гурана, захоўваючы на іх рожкі. Доўгія зімы спрыялі таму, што выгляд шапкі адклаўся ў свядомасці іншых жыхароў края і даў мянушку ўсёй этнаграфічнай групе. Гуранамі часам называюць усіх забайкальцаў-еўрапеоідаў.

Рускія перасяленцы ў Забайкаллі прынеслі свае звычаі, праваслаўную веру, навыкі земляробства і дойлідства. Разам з тым яны засвоілі некаторыя гаспадарчыя традыцыі тубыльцаў. Мелі месца і міжэтнічныя шлюбы. Паступова склаўся асаблівы антрапалагічны тып з перавагай еўрапеоідных рысаў, этнічнай самасвядомасцю, якая адрозніваецца ад самасвядомасці і рускіх з Еўрапейскай Расіі і мясцовых народаў.

solovkiВ Священном Писании неоднократно встречаются слова «святость», «святыня», «святой».

Святость – неотъемлемое качество Бога, связанное с Его неотмирностью, запредельностью, величием: «<…> и покажу им Моё величие и святость Мою» (Иез. 38, 23); «Клялся Господь святостью Своею» (Ам. 4, 2); «Отче Святый!» (Ин. 17, 11); «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт!» (Откр. 4, 8).

В еврейском языке для обозначения всего возвышенного и выходящего за рамки обычного использовалось слово «кадош». В греческом тексте Нового Завета святость передана тремя различными словами:

1. «агиос» - обозначает святость Самого Бога, а также то, что Ему посвящено, что очищено для Него;

2. «иерос» - предназначенный Богу; часто это связано с понятием храма;

3. «осиос» - характеристика человека, связанная с его благочестием, преданностью Творцу, нравственной чистотой.

tabun2В селении жил очень бедный старик, но даже монархи завидовали ему, потому что у старика был прекрасный белый конь. Цари предлагали за коня сказочную цену, но старик всегда отвечал отказом.

Однажды утром коня не оказалось в конюшне. Собралось всё селение, люди сочувствовали:

– Глупый старик. Уж мы-то знали, что однажды коня украдут. Лучше было бы продать его.

Какое несчастье!

Старик, смеясь, ответил:

– Не торопитесь с выводами. Просто скажите, что коня нет в конюшне – это факт. Не знаю, несчастье это или благословение, да и кто знает, что последует дальше?

Через пару недель конь вернулся. Он не был украден, просто вырвался на волю. И не просто вернулся, а привёл с собой дюжину диких коней из леса.

vino2В современном мире, всем хорошо знакомое, слово «вино», в сознании многих наших соотечественников вызывает вполне определённое представление: с буйными застольями, пьяными вечеринками и многими другими порочными и греховными поступками.

Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам страждущий этим недугом или его родственники всё негодование свое обращают на спиртные напитки, обвиняя их во многих своих грехах и бедах. Послушаешь таких пустословов, и складывается такое впечатление, будто водка, вино, пиво или какой-либо другой алкогольный продукт – живые и, более того, разумные существа, которые только то и делают, что хотят вам «насолить».

Но так ли это на самом деле? Не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления – и не только с целью укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.

Святитель Иоанн Златоуст чётко разграничивает понятия «вино», как вещество, и «злоупотребление», как источник и следствие человеческих проблем. "Вино есть Божие дело, а пьянство – дьявольское", – восклицает великий святитель, – "не вино худо, а его злоупотребление".

Само употребление вина не несет в себе ничего дурного, о чём неоднократно свидетельствует нам и Священное Писание. Так, пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), а премудрый Иисус сын Сирахов продолжает мысль пророка: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение души - вино, умеренно употребляемое вовремя» (Сир. 31: 31-33).

cvety3Если правда, что начало дня определяет всё его дальнейшее течение, то неудачно сложившееся для Светланы Анатольевны утро понедельника предвещало ей только неприятности. Автобус пришёл раньше обычного, и Светлана Анатольевна, подбегая к остановке, успела рассмотреть лишь его сигнальные огни вдалеке. Расплачиваясь за проезд в маршрутном такси, она обронила кошелёк и второпях так и не смогла собрать рассыпавшиеся деньги. Попытка сократить путь дворами обернулась неприятной необходимостью преодолевать бесконечные лужи и непролазную грязь.

Педсовет в методическом кабинете подходил к концу. Директор детдома Людмила Павловна гневным взглядом проводила Светлану Анатольевну, крадущуюся к свободному стулу. Упрекать опоздавшую не имело смысла. Тема заключительного выступления директора перед педколлективом и без того могла сразить намертво любую слабонервную воспитательницу.

– К нам едет комиссия из министерства, – мрачно сообщила Людмила Павловна.

Комиссию в детдоме ожидали давно. Известие о скорой встрече с нею погрузило методкабинет в зловещую тишину.

pamyatnik2В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть. Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.

У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.

Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди. Будто увидела что-то, внезапно поразившее ее. Батюшка выпрямился, выжидательно глядя на женщину. Она продолжала стоять неподвижно. Через минуту-другую резко повернулась и быстро пошла к выходу из храма, почти побежала. Я успел увидеть заплаканное лицо, глубокие серые впадины под глазами, отчетливо видные, потому что все лицо, бледное да еще припудренное, выглядело особенно белым.

uchit2Тогда сказал ему Пётр: Господи!
к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Лк. 12, 41.

В литературоведении под притчами изначально понимался короткий иносказательный рассказ с нравственным поучением. В ХХ веке появились романы-притчи, драмы-притчи. Притче в традиционном понимании не важны место и время события, особенности характера героев; для неё главное – само назидание.

В Библии притчи встречаются как в Ветхом Завете (Притчи Соломона), так и в Новом (в Евангелиях). Но если Соломон в них говорит о повседневной бытовой и ритуальной практике, то евангельские притчи на знакомых людям жизненных примерах повествуют о вечном. Составной частью ряда притч в Евангелии является их толкование. Где его нет, очевидно, ставится цель подвигнуть слушателя и читателя к собственному размышлению, внутреннему труду, поиску.

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано <…>; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат <…>, ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 10-15).

ingush2Вайнахі – група родасных народаў Каўказа. Да іхняга ліку належаць:

- чачэнцы (саманазва нохчый);
- інгушы (галгаі);
- кісцінцы (часам іх умоўна называюць грузінскімі чачэнцамі);
- бацбійцы (саманазвы бацой, бацбі).

Словы “вайнах” або “вейнах” паходзіць ад іхніх слоў “вей нах” – наш народ. Так яны адрозніваюць сябе ад іншых горскіх народаў. Згодна ўласнага падання, з’яўляюцца найстаражытнейшым карэнным народам Каўказа. Некалі мелі правіцеля з імем Каўказ, якое потым стала назвай цэлага рэгіёна.

У ХІІ ст., калі Грузіяй правіла царыца Тамара, сярод вайнахаў дзейнічала грузінская хрысціянская місія. Але ўжо ў ХІІІ ст. Грузія пала пад націскам войскаў Чынгісхана. Місія спынілася і вайнахі вярнуліся да язычніцтва. У XV-XVI стст. на іхнія землі стаў пранікаць іслам.

Як помнікі хрысціянскай місіі ў сучаснай чачэнскай мове прысутнічаюць словы “Бибал” - Біблія, “жІар” [жаар] – крыж (па-грузінску “джвары”), “керста” – хрысціянін, “килс” – царква (груз. “эклісі”). Падабенства прысутнічае таксама ў назвах некалькіх дзён тыдня на чачэнскай і грузінскай мовах.

hleb2Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.

П.Бровка

История цивилизации – это история хлеба. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. Среди древнейших созданий человеческого разума и рук есть творение, значимость которого с годами только увеличивается, - это хлеб. И не только потому, что «без хлеба нет обеда», - хлеб издавна символизировал народное благополучие и довольство. Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры.

Народная мудрость гласит: «Хлеб в доме господин, в работе – друг, в дороге – товарищ». «Хлеб-батюшка» - ласково называли его наши предки. Хлебом-солью встречают дорогих гостей в доме.

А вы знаете, когда родился хлеб? Ученые утверждают, что уже 10-15 тысяч лет назад человек начал выращивать злаки. Сначала люди ели сырые зерна, потом научились растирать их при помощи специальных камней, получать крупу и муку. Муку смешивали с водой и ели в виде сырой жидкой каши, и сегодня такую кашу употребляют в некоторых странах Азии и Африки.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".