bogoslov2Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше <…>.
1 Ин. 5, 9.

Апостол Иоанн Богослов – автор одного из Евангелий, трёх соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Известно, что, как его отец Зеведей и старший брат Иоанн (старший, ибо на Востоке принято называть братьев по старшинству, а в Евангелиях имена сих братьев перечислены именно так), Иоанн был рыболовом. По призыву Спасителя Иаков и Иоанн «последовали за Ним» (Мф. 4, 22). Оба брата за духовную ревность были названы «Воанергес, то есть “сыны громовы”» (Мк. 3, 17). Эти два апостола, а также апостол Пётр, стали наиболее близкими своему Учителю (Мф. 17, 1; Мф. 26, 37; Мк. 5, 37). Когда «все ученики, оставив Его, бежали» (Мф. 26, 56), не стал прятаться апостол Иоанн.

Там же, на Кресте, умиравший Спаситель усыновил Иоанна Своей Матери (Ин. 19, 26-27). По преданию, до самого Её Успения этот апостол не покидал Иерусалим, окормляя с братом местную христианскую общину. Затем направился с проповедью в Малую Азию. Оттуда был сослан на остров Патмос (Откр. 1, 9) на юго-востоке Эгейского моря, где написал Апокалипсис. Вернувшись в Эфес, примерно в 90-е гг. I в. н. э. написал Евангелие и три послания.

Если первое послание обращено ко всем уверовавшим, то второе и третье – к конкретным лицам. Второе – «избранной госпоже и детям её» (2 Ин. 1, 1). Третье – некоему человеку по имени Гаий (3 Ин. 1, 1). В Новом Завете упомянуты несколько лиц с таким именем (Деян. 19, 29; Деян. 20, 4; Рим. 16, 23; 1 Кор. 1, 14), поэтому трудно сказать, к кому именно оно первоначально было обращено.

Иоанна Богослова часто называют апостолом любви, ибо о ней – любви к Богу и человеку – он часто упоминает. К своим читателям он часто обращается словом «возлюбленные» (1 Ин. 2, 7; 1 Ин. 3, 2; 1 Ин. 3, 21; 1 Ин. 4, 7; 1 Ин. 4, 11; 3 Ин. 1, 5; 3 Ин. 1, 11). Другое обращение в первом послании – «дети» (2,1; 2, 12; 2, 18; 3, 7; 3, 18; 4, 4; 5, 21). Как и апостол Павел, он явно имел в виду следующее: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15).

Поочерёдно обращаясь к отцам, юношам, отрокам (1 Ин. 2, 13-14), апостол подразумевал людей не только разного возраста, но и разного духовного уровня.

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него, - пишет апостол Иоанн. – В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 9-10). И дальше: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4, 17). Здесь говорится не о действительности, такой, как её понимают и некоторые современные конфессии, но об идеале, к которому все призваны стремиться. Абсолютная любовь – свойство Бога: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Для человека она недостижима, но в любви люди призваны постоянно возрастать.

Апостол говорит о любви не просто созерцательной или эмоциональной, но деятельной, чтобы «любящий Бога любил и брата [в идеале – любого человека] своего” (1 Ин. 4, 21). Но «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 11). В этом легко убедиться и на психологическом (душевном) уровне. На уровне духовном всё ещё более резко: «… всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).

Не отвергая внешние знания о сем мире (а рыболов не мог не знать тонкостей своего промысла), всё же главное, к чему человек призван, - это богопознание: «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познáем Бога истинного» (1 Ин. 5, 20). Условие богопознания было указано ещё Спасителем в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Развивая эту мысль, апостол Иоанн пишет: «… если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3, 20). От человека требуется постоянное внимание к движениям своего сердца и работа над собой: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, как Он чист» (1 Ин. 3, 3).

В деле познания – как светского, житейско-практического или научного, так и духовного – можно впасть в заблуждения. И апостол напоминает: «Дети! да не обольщает вас никто» (1 Ин. 3, 7). Кто может обольстить в духовном познании, о тех апостол часто напоминает в своём первом послании: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» (1 Ин. 2, 22). Из истории церкви известно, что люди, заменявшие Откровение собственными домыслами, стали появляться ещё в апостольские времена.

Заканчивается первое послание словами: «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5, 21). Идолы – это не только языческие божества, которым поклонялись многие из современников апостола: «Ибо все боги народов [язычников] – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95, 5). В широком смысле это и талисманы, и приметы… А также поклонение самому себе, своему разуму, способностям, богатству, званиям и т. п.

Во втором и третьем посланиях, каждое из которых содержит одну главу, очень кратко повторяется нечто из написанного в первом послании. «Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (2 Ин. 1, 4). «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои [см.: 1 Кор. 4, 15] ходят в истине» (3 Ин. 1, 4).

В обоих посланиях объясняется причина их краткости: «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (3 Ин. 1, 13-14; см. также 2 Ин. 1, 12). Это к тому, что до сердца проще дойти при непосредственном общении. Возможности письменной речи всегда более ограниченны. «Устами к устам» (3 Ин. 1, 14) подразумевает не монолог с явно выраженным давлением на собеседника, но диалог, разрешение волнующих другого человека вопросов.

Как наука (в современном её понимании) педагогика возникла в XVII в. Её появление связано с трудами чешского учёного Яна Амоса Коменского. Но воспитательные идеи накапливались и развивались задолго до этого. Поэтому вполне уместно, говоря и о древности, использовать выражение «педагогические идеи».

Итак, педагогические идеи апостола Иоанна следующие:

  1. Главное познание – это познание Бога.
  2. Осмотрительность в приобретении знаний, выяснение их источника (знать можно разное, но не со всем соглашаться).
  3. Необходимость следить за состоянием своего сердца, своевременно его очищать.
  4. Постоянное возрастание в любви, которая, притом, должна быть действенной. Познание духовной истины вне стремления любить Бога и ближнего не даёт нужного – внутреннего, интуитивного - знания.
  5. Важность трезвой самооценки.
  6. Обращаясь к человеку, нужно стремиться дойти не только до ума, но и сердца, на понятном для его уровня развития языке.

Владислав ЛУПАКОВ

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".